Закрыть ... [X]

Как связаны экологические экономические и социальные проблемы

КУРСОВАЯ РАБОТА

Экономика и экология. Проблемы экологической безопасности в российских условиях

Ввведение

экономика экологический кризис

На всем протяжении своего существования человек все время стремился созидать, не имея полной картины мира и, решая лишь сиюминутные задачи, будь то добыча пропитания или строительство атомной электростанции. И всякий раз вектор созидания и развития был направлен в сторону окружающей среды, которую человек эксплуатировал в соответствии со своими потребностями. Но вот на рубеже нового тысячелетия явственно обозначились горизонты человеческой деятельности, проявившиеся в угрозе экологической катастрофы и представляющие опасность для всего человечества.

Встал вопрос об изменении взгляда на мир, переосмысления старых и поиска новых путей развития. Это относится и к проблеме взаимодействия человека и природы, а в глобальном масштабе - экономики и экологии.

Что может сделать экономика для экологии и как возможно этого достичь - вот основная проблематика данной работы.

В современных условиях глобализации мировой экономики необходимо рассматривать социально-экономические проблемы только в тесной связи с проблемами экологии с целью формирования экономико-экологического видения проблем общества.

В понятие «прогресс», развитие цивилизации мы включаем: и охрану среды обитания, и условий жизни человека, и осмысление опасностей, связанных с безудержным экономическим ростом и неконтролируемым технологическим развитием.

В сложившихся современных экономических условиях в стране проявляют себя тенденции, которые определяют «антиэкологический» природоемкий характер развития хозяйствования как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

Здесь можно выделить ряд причин, действующих в различных сферах, на разных уровнях и с различным масштабом воздействия:

макроэкономическая политика в целом, приводящая к экстенсивному использованию природных ресурсов;

несбалансированная инвестиционная политика, ведущая к росту диспропорций между ресурсоэксплуатирующими и перерабатывающими, обрабатывающими и инфраструктурными отраслями экономики;

неэффективная секторальная политика (топливно-энергетический комплекс, сельское и лесное хозяйство);

недооценка экономической ценности природных ресурсов и услуг природопользования (использование узкорыночных сырьевых цен);

недоучет на региональном и локальном уровнях косвенного эффекта от охраны окружающей среды (экономического и социального), глобальных выгод;

несовершенство экологического законодательства;

неопределенность прав собственности на природные ресурсы;

отсутствие экологически сбалансированной долгосрочной экономической стратегии, недооценка возможности устойчивого развития;

затянувшийся экологический кризис и нестабильность экономики, препятствующие реализации долгосрочных проектов, к числу которых относится большинство экологических проектов;

природоресурсный характер экспорта;

существование действенного стимула в виде получения значительной и быстрой прибыли от чрезмерной эксплуатации и продажи природных ресурсов (нефть, газ, лес, руды и прочее) стимулирующего рост нагрузки на природу.

Высокая природоемкость экономики выражается и в огромных затратах природных ресурсов для получения конечных экономических результатов, высоком уровне удельных загрязнений на единицу произведенной продукции.

Основу нашей концепции научно-технического прорыва и экологического развития составляет отказ от природоемкого характера развития экономики и общества. Не столько бороться с вредными выбросами в атмосферу и очищать стоки, сколько разрабатывать и использовать технологии, не «давящие» на окружающую среду и приводящие к «утяжелению» экономики.

При этом с «утяжелением» экономики необходимо бороться с экологических позиций. К такому «утяжелению» следует отнести рост удельного веса природоэксплуатирующих отраслей (прежде всего топливно-энергетического и сырьевого комплексов) в производстве первичной экономики. Тем более что это происходит на фоне явно недостаточных инвестиций в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли, от которых как раз и зависит переход к устойчивому, а затем и опережающему развитию экономики и к ее экологическому развитию.

Однако при этом необходимо помнить, что и высокие технологии способны причинять колоссальный вред окружающей среде. Это, в первую очередь, относится к ядерным технологиям и ядерной энергетике, космической технике, биоорганическим и микробиологическим исследованиям.

Известно, что экономия на определении возможных последствий развития и внедрения новых технологий в этих областях обернулась уроном окружающей среды принципиально нового уровня, что в сочетании с «традиционным» разрушением приводит к устрашающим результатам. Это и Чернобыль, и «озоновые дыры», и вспышки эпидемий, и вырождение почв и уничтожение огромного количества экосистем на всем пространстве нашей огромной страны.

Оценив негативные приоритеты следует искать возможности борьбы с ними путем сглаживания отрицательных влияний и противопоставляя им положительные.

Остается отметить, что в работе основное внимание уделяется экономическим аспектам экологической проблемы и возможности ее решения, за ее рамками остаются все возможные социальные, политические и др. последствия, которые открывают поле для других исследований.

Цели данной курсовой работы рассмотреть экологию с точки зрения экономики иохарактеризовать проблемы экологической безопасности в российских условиях.

В соответствии с целью в работе рассматрены основные понятия и категории экологической безопасности, характеризуются экологическая обстановка в стране, направления развития экологической безопасности и пути развития обеспечения экологической безопасности.

1. Экономическое развитие и его влияние на экологию

.1 Причины нечувствительности экономики к ситуации экологического кризиса

Экология и экономика все более переплетаются между собой - на местном, региональном, национальном и глобальном уровнях, формируя сложный комплекс причин и следствий.

Экологическая экономика - новая область исследований, имеющая дело с отношениями между природными экосистемами и социально-экономическими системами в самом широком смысле, отношениями решающими для многих нынешних проблем человечества, также как и для построения устойчивого будущего.

Одно из существенных отличий этой синтетической науки от традиционной экономики и экологии - более масштабный и долгосрочный подход к деятельности человечества в пространстве и времени, включающий целую сеть взаимодействий между экономическими и экологическими системами различного уровня [9]. Центральными объектами традиционной экономики являются индивидуальные потребители.

Их вкусы и предпочтения считаются определяющими, а, значит, и доминирующими. Природные ресурсы благодаря техническому прогрессу и кажущейся бесконечной замещаемости полагаются по существу безграничными. Концепция экологической экономики построена на иных принципах, рассматривающих людей как один, хотя и важный компонент целостной эколого-экономической системы.

Люди в этой системе занимают одно из основных мест потому, что они ответственны за понимание своей собственной роли в общей глобальной системе биосферы, в сохранении и управлении ею для достижения устойчивости. Эта идеология ближе биоцентричному экологическому мировоззрению, в рамках которого природные ресурсы не считаются безграничными, а человечество рассматривается как один из биологических видов.

Но в отличие от биоцентричного экологического взгляда экологическая экономика полагает, что человеческие предпочтения, взгляды, технология и культура должны совместно эволюционировать с природой и отражать широту экологических возможностей и, что важнее, экологических ограничений, т.е. взаимную значимость культурного и биологического развития.

Эволюция, как процесс изменений в сложных системах через выбор передаваемых характерных черт - основное понятие как в экологии, так и в экологической экономике. Развитие подразумевает скорее наличие динамической и приспосабливающейся неравновесной системы, чем статически равновесной, часто принятой в традиционной экономике.

Для того чтобы жить достойно, согласно экологической экономике, люди должны научиться больше ощущать биоцентрическую перспективу и обращаться с другими нашими биологическими собратьями на основе уважения и справедливости. Если макроцель выживания биологических видов в экологии аналогична цели устойчивости, правда, она ограничивается отдельными видами и не затрагивает всю систему, то основной целью традиционной экономики на макроуровне является не устойчивость, а непрерывный рост. Такая перспектива привлекательна сиюминутными выгодами и опасна конечными результатами: для развития экономики необходимо все больше и больше природных ресурсов, но чем больше ресурсов потребляет экономика, тем меньше возможностей для экономического роста.

Главной целью экологической экономики является устойчивость целостной эколого-экономической системы планеты. Обычные науки чаще всего рассматривают поведение систем на макроуровне, как простое интегрирование большого числа микроповедений.

Экологическая экономика исходит из признания двусторонних зависимостей микро- и макроуровней: социальная организация и культурные институты на более высоких уровнях пространственно-временной иерархии должны сглаживать конфликты, возникающие при достижении микроцелей развития на более низких уровнях и наоборот.

Основными направлениями исследований в экологической экономике являются:

) устойчивость как поддержание систем жизнеобеспечения;

) оценка природных ресурсов и природного капитала;

) макроэкономический учет в эколого-экономической системе;

) создание инновационного инструментария для управления природопользованием;

) эколого-экономическое моделирование на локальном, региональном и глобальном уровнях.

Экологическая ситуация в мире, которую можно охарактеризовать как состояние экологического кризиса, наряду с обострением глобальных социально-экономических и политических проблем, требует остановки опасных тенденций и изменения курса развития современной цивилизации. Одно из основных противоречий - столкновение между экономическим ростом и необходимостью ограничения его природоемкости.

Для решения этой сложнейшей проблемы требуется сочетание политической воли, международных усилий и смены парадигмы экономики, заключающейся в переходе от экономической системы цивилизации к эколого-экономической системе.

Каждый раз, когда заходит речь о столкновениях экономических интересов с экологическими требованиями, в первую очередь имеются в виду материальные, «физические» воздействия человека на природу: потребление природных ресурсов и загрязнение окружающей среды.

Поэтому может показаться, что в экологическом контексте следует говорить не об экономике как о совокупности производственных товарно-денежных отношений между людьми, а лишь о материальном производстве.

Но это справедливо только отчасти. Во взаимоотношения общества и техносферы с их природным окружением вовлечены все структуры и функции экономики - производство, распределение, потребление и обмен, как минимум в той мере, в какой деньги, товары и услуги, необходимые для использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения ценных природных объектов и кондиционирования среды обитания человека, являются объектами экономики. Но фактически, как это непосредственно следует из анализа взаимодействий, отраженных в системе ЧЭБС, вся макроэкономика включена в макроэкологию. Их взаимозависимость и соподчинение становятся все более явными. К этому факту придется привыкнуть не только экономистам, но и экологам.

Основу макроэкономики образуют два фундаментальных факта:

) материальные потребности людей и всего человеческого общества безграничны и неутолимы;

) материальные ресурсы - средства удовлетворения потребностей - ограниченны или редки.

Эти факты охватывают всю проблему экономии, в которой находит свое отражение экономический критерий оптимальности - максимально возможное удовлетворение потребностей при ограниченности ресурсов. Но именно эта основа макроэкономики стала центральной проблемой макроэкологии, так как развитие цивилизации и особенно современной экономики обусловило большой объем надбиологического потребления, а большая часть ресурсов техносферы - небиотических ресурсов - и до, и после переработки их человеком непригодна для естественной ассимиляции в биосфере.

Эти факторы в совокупности с большой численностью людей, которая отчасти также обусловлена экономикой, стали главными причинами нарушения природного равновесия и ухудшения качества окружающей среды.

Преобладающая часть экономического роста, относимая к одному человеку, почти полностью обусловлена нарастанием использования надбиологических ресурсов и источников производства вторичных средств потребления. Это связано с огромным расширением эксплуатации ресурсов недр и технической энергетикой.

Техносфера разрослась именно на этой основе. Отсюда возникло впечатление независимости экономики от ресурсов биосферы.

Действительно, совокупность отраслей, обеспечивающих первичные потребности людей, - сельское хозяйство, пищевая, легкая промышленность и коммунальное хозяйство - в большинстве развитых стран представляет относительно небольшой сектор экономики, а во всем мире в целом - 32% по суммарному вкладу в ВВП.

Однако самые важные потребности человека - пища, кислород, одежда, а также в известной степени вода и жилище - как и тысячелетия тому назад, удовлетворяются в основном за счет продукции живой природы.

То, что теперь многие из этих продуктов мы получаем не из лесов и степей, а с полей и ферм, свидетельствует не столько об уменьшении зависимости от естественных биологических процессов, сколько о перераспределении человеческого труда.

Сельское хозяйство, лесопереработка, рыболовство, легкая, пищевая и микробиологическая промышленность базируются на биологических ресурсах экосферы.

Обеспеченность экономики природными ресурсами долгое время не воспринималась как зависимость от законов экологии.

Почему же экономическое развитие приводит к такому финалу? Ответ лежит в его принципах.

Экономика всегда была направлена на удовлетворение материальных потребностей общества.

В процессе эволюции общественные потребности увеличивались, делая необходимым дальнейшее развитие технологии. В результате в 20 веке экономическое развитие уже немыслимо без научно-технического прогресса, обеспечения и поддержания постоянных темпов роста производства, что подразумевает все большую зависимость от природных ресурсов.

Безусловно, имеющиеся в наличии природные и людские ресурсы, уровень технических знаний, система институтов определяют условия функционирования экономики.

Общество всегда зависело от природных ресурсов, но проблема в том, что это зависимость не учитывается в экономике. Человек стремится потреблять, а не сохранять.

Таким образом, основное противоречие между экономическим и экологическим развитием заключается в том, что, с одной стороны, экономика должна развиваться, с другой стороны, это развитие порождает пагубные для окружающей среды последствия.

Чтобы составить полную картину о масштабах этого влияния, представляется необходимым сделать небольшое отступление и обратиться к реалиям.

1.2 Необходимость перехода от традиционной экономики к экономике устойчивого развития

В ряде документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 1992 года констатируется, что экономические системы рыночного регулирования (капиталистическая) и централизованного государственного планирования (Восточная Европа и бывший СССР) показали свою несостоятельность, вылившуюся в глобальный кризис биосферы, основывающийся на отрицательных экологических последствиях хозяйственной деятельности человека.

Как альтернатива неограниченному экономическому росту, приведшему к деградации биосферы, рассматривается и обсуждается концепция устойчивого развития, или иными словами, экоразвития. Устойчивое развитие - это модель социально-экономической жизни общества, при реализации которой удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей достигается без лишения такой возможности будущих поколений.

Обеспечение устойчивого развития требует не просто инвестиций в экологию или каких-то новых технологий, но прежде всего социальных новаций, смены приоритетов и целей развития цивилизации.

По сути цельной достаточно продуманной концепции устойчивого развития не существует. В Рио-де-Жанейро были сформулированы проблемы устойчивого развития и поставлены задачи их решения. Что же касается средств решения, то их следует разрабатывать применительно к каждой стране с учетом уровня развития экономики, культуры, традиций и других особенностей.

Главный принцип устойчивого развития (сотрудничество стран и цивилизаций для достижения баланса их интересов на основе согласия) может быть реализован только в случае серьезного адекватного анализа каждой страной своей культуры, осознания ее духовных основ, системы национальных ценностей, механизмов «открытости», «адаптивности» и «иммунитета». Уже в ходе работы Конференции ООН в Рио-де-Жанейро выяснилось, что Запад терпит неудачу, навязывая Югу и Востоку свой опыт и свое видение будущего развития мира, ибо единство мира невозможно без его разнообразия, без уважения к сформированным историей национальным ценностям других народов.

Хотя все отмечаемые в мире тенденции ухудшения окружающей природной среды распространяются на российские пределы, Россия с ее огромной территорией, тысячелетней культурой, сохраняющая традиционный тип евразийской цивилизации, сочетающей личностные и коллективистские нравственные начала, больше, чем любая другая крупная страна мира подготовлена к восприятию устойчивой модели развития.

Потому, что ни одна страна в мире не располагает такой совокупностью потенциальных возможностей (богатство природных ресурсов, масштабы жизненного пространства и экологического резерва, уровень развития базовых отраслей промышленности, образования и науки), дающих возможность рассматривать ее как один из ведущих центров мира по стабилизации окружающей природной среды и ее сохранению.

Экологизация экономики - необходимое условие и одновременно главная составная часть экологически сбалансированного развития. Она сопровождается сдвигом центра экономического анализа с затрат и промежуточных результатов на конечные результаты экономической деятельности и далее проблемы на прогнозируемые тенденции развития. В сущности, она означает экологизацию всего социально-экономического уклада и развития общества.

Реализация принципов устойчивого развития возможна при соблюдении экологических требований, предъявляемых к экономике. Отсюда практическая значимость экологии состоит в первую очередь в том, что она может и должна осуществлять научный контроль природопользования.

Природопользования является главной частью ресурсной базы. Однако экологический контроль природопользования и управления ресурсами еще крайне слаб. Из-за этого сохраняются серьезные противоречия между экономическими интересами и экологическими требованиями. Эти требования направлены на уменьшение природоемкости экономики, всего человеческого хозяйства. Перечислим основные из этих требований.

. За короткий исторический срок должна произойти смена парадигмы экономики: в формации современного общества экономическую систему должна сменить эколого-экономическая система.

Экологические условия, процессы и объекты, в том числе все возобновляемые ресурсы, должны быть включены в число экономических категорий как равноправные с другими категориями богатства,

. Расчет фундаментальных экономических показателей (ВВП, национальный доход на душу населения и т.п.) должен производиться с обязательным учетом амортизации природной среды - а загрязнения, расхода возобновляемых природных ресурсов и долгосрочного экологического ущерба.

Только такой подход, с одной стороны, дает истинное представление об эколого-экономическом благополучии страны и ее населения, а с другой - заставляет пересмотреть концепцию и критерии экономического роста.

. Необходимо отказаться от затратного подхода к охране природы и защите окружающей среды, включить природоохранные функции непосредственно в экономику производства, осуществить переход экономики к стратегии качественного роста на основе технологического перевооружения производства под эколого-экономическим контролем.

. Эксплуатация природных ресурсов и экономика производства должны быть подчинены экологическим ограничениям и принципу сбалансированного природопользования, согласно которому размещение и развитие материального производства на определенной территории должно осуществляться в соответствии с ее экологической техноемкостью.

Реализация этого требования должна происходит!. под контролем жесткой платности природопользования: нарушение требования автоматически включает прогрессивные экономические санкции, обязательно превышающие величину нанесенного ущерба.

. Смена приоритетов и структурные преобразования в экономике должны включать:

а) количественную и качественную перестройку экономики ресурсов энергетики и промышленности, ориентированную на максимальную экономию и эффективность;

б) изменение отраслевой и технологической структуры производства с постепенным исключением из нее производства значительной части вторичных средств потребления и минимизацией ресурсоемкости и отходности производства;

в) поэтапное включение в механизмы ценообразования экологических издержек хозяйственной деятельности и стоимостной оценки риска экологических поражений;

г) ослабление диктата предложения в производстве и торговле и постепенное исключение той части маркетинга, которая навязывает и стимулирует ассортименты вторичных средств потребления.

Человечество вышло на очень ответственный этап в своей истории, требующий наряду с изменением демографической ситуации, и смены парадигмы экономики - образа ее структуры и функционирования.

Необходим переход на новую степень материальной культуры, совместимой с уже оскудевшим природным потенциалом планеты.

Главная цель экологизации экономики уменьшение природоемкости всего человеческого хозяйства, экономики, техносферы. Глобальную природоемкость техносферы можно представить формулой (1):

=u1N-K (A+B) N, (1)

где N - численность населения;- часть природоемкости, приходящаяся на одного человека;

(А+В) - соответствующая ей величина физического объема производства на душу населения, где В-производство средств индивидуального потребления, А - потребление ресурсов и производство всего остального, включая средства производства, приходящиеся на душу населения;

К - коэффициент природоемкости производства, приходящегося на душу населения, т.е. душевой доли потребления ресурсов и ущерба, наносимого природным системам и окружающей среде необратимым изъятием природных ресурсов и антропогенным загрязнением, включая ущерб для здоровья человека.

Согласно этой формализации главная и первоочередная задачи, стоящая перед человечеством в экосфере, - остановить рост, а затем и существенно уменьшить природоемкость V.

Для этого понадобится уменьшить все величины в правой части уравнения за исключением В-производства средств потребления. Рассмотрим соответствующие возможности.

Демографический переход и депопуляция (N1). Остановка роста численности населения может произойти в ходе нормального демографического перехода - сближения падающей рождаемости и возрастающей в связи со старением населения смертности. Так, как это произошло или происходит в ряде вполне благополучных стран.

Именно экономическая и социальная стабильность и относительно высокий уровень жизни при благоприятной урбанизации являются главными условиями демографического перехода.

Замедлению и остановке роста населения мира мешает не только экономическая отсталость многих стран, но и национальные или религиозные демографические традиции. Что касается собственно депопуляции - уменьшения народонаселения, то здесь вряд ли можно рассчитывать на стихийные процессы.

Необходима широкая практика планирования семьи, как это делается, например, в современном Китае и ряде других стран, и временный переход значительных масс населения развивающихся стран на однодетную семью.

Тем более, что, по мнению экономистов-демографов, единица средств, эффективно вложенных в решение демографической проблемы, «экономит» по меньшей мере три единицы средств в затратах на охрану природы и окружающей среды.

Если бы сейчас большинство семей в Китае, Индии, Индонезии, Пакистане, Бангладеш, Нигерии, Бразилии, Мексике, а также в Японии и США осуществили переход на однодетную семью, то к концу XXI в. народонаселение мира могло бы уменьшиться до 3,5-3,7 млрд человек.

К сожалению, на это нельзя рассчитывать. По меньшей мере до середины столетия сохранится тенденция устойчивого, хотя и замедляющегося роста.

Сокращение потребления ресурсов и производства средств производства (А1). В этом направлении существуют большие и вполне реальные резервы. Сюда относятся:

а) отказ от экстенсивной добычи сырья, ее интенсификация-более полная разработка месторождений и повышение коэффици

ентов добычи топлив и руд;

б) комплексная переработка сырья, полное извлечение из него всех полезных материалов, максимальное использование вторичного сырья;

в) всесторонняя экономия первичных материалов и энергоносителей на основе применения совершенных технологий;

г) ограничение торговли первичными ресурсами;

д) значительное сокращение или отказ от ряда материалоемких и энергоемких производств продукции, которая сама по себе не нужна для нормальной жизни людей (например, тяжелых вооружений: авианосцев, атомных подводных лодок, танков, баллистических ракет и т.п. Большую роль могли бы сыграть изменение отношения людей к личному транспорту и сворачивание сверх автомобилизации.

Выполнение этих требований обычно отвергается по политическим и экономическим соображениям, ссылками на необходимость сохранять баланс «сдерживания», рентабельности и занятости.

Но это верно лишь до тех пор, пока всем отходам добычи, переработки сырья, производства и их влияниям не приписывается полная отрицательная стоимость и полный вклад в экономический ущерб.

2. Экологическая безопасность в современных российских условиях

2.1 Место и роль экологической безопасности в системе национальной безопасности

В системе национальной безопасности на приоритетное место вышла подсистема экологической безопасности. Состояние экологической безопасности является непременным условием выживания человечества в условиях новейших экологических угроз и опасностей ХХI века.

Национальные системы безопасности становятся эффективными и надежными в том случае, если они изначально сориентированы на охрану окружающей среды и прав граждан на экологически безопасное существование при органичном взаимодействии с другими традиционными компонентами системы национальной безопасности.

Экологическая безопасность несет на себе отпечаток всех сущностных компонентов политики - политического сознания, политических отношений, политических институтов и политической деятельности.

Охватывая своим влиянием все сферы жизни общества, политика определяет условия формирования безопасной социальной среды и жизнедеятельности человека, обеспечивает сочетание прогрессивных социальных, экономических и технологических изменений с сохранением благоприятного природного окружения. Поэтому не подлежит сомнению исключительно высокая, можно сказать, уникальная эффективность политики как фактора либо укрепления, либо ослабления экологической безопасности.

Угроза природным системам исходит от множества накапливающихся локальных воздействий человека. В свою очередь их защита и сохранение требуют понимания прямых и косвенных последствий антропогенной деятельности за длительные периоды времени и на больших территориях.

Процесс деградации окружающей природной среды, все углубляющегося экологического кризиса, принял необратимый характер.

Скорость деградации природной среды намного превышает скорость восстановления ее. и жизнь населения России из-за снижения социальных и эколого-экономических условии, сложившихся за последние 15 -20 лет при переходе к либерально-рыночной экономике, находится под угрозой ухудшения

И если эта тенденция деградации природной среды будет продолжаться так и далее, то возможно наступление тотальной экологической катастрофы уже в конце настоящего XXI столетия. Она будет проявляться через уменьшение концентрации кислорода в атмосфере, нарушение цикла по углероду, азоту, фосфору, недостатка водяных паров и других глобальных процессов.

Сегодня Россия находится на 74 месте в мире по чистоте и занимает 3 место по выбросам загрязнителей в окружающую среду.

Темпы деградации окружающей природной среды возросли с началом внедрения в России неэффективных социально-экономических реформ, с переходом к криминально-рыночному капитализму, когда коммерсанты. олигархи стали экономить на природоохранных мероприятиях, с нарушением принципов экологизации производства и развития системы «Природа - общество», с отбросом научно-технического развития страны на многие десятилетия назад.

Экологические проблемы по глубине негативного воздействия на человечество и катастрофическим последствиям для всего живого на Земле, несравнимы ни с какими другими проблемами.

Руководство Российской Федерации, население должны осознать, что деградация окружающей природной среды представляет собой значительно большую угрозу для будущего и болезненнее для народа, чем даже военная агрессия, ведение глобальных и малых войн.

За ближайшие несколько десятилетий человечество способно ликвидировать нищету и голод, избавиться от социальных пороков, возродить культуру, если на это появятся деньги.

Абсолютно все глобальные тенденции ухудшения экологической ситуациираспространяются на территории России. Более того.

Россия выступает как один из регионов, вносящих существенный вклад в развитие, сохранение и усиление отрицательных глобальных экологических тенденций. Этот вклад даже отрицательно выше вклада других стран, так как ресурсы и энергопотребление на единицу валового национального продукта в России в 2-3 раза выше, чем в других странах Западной Европы и в США, и в 5-6 раз выше, чем в Японии. Кроме того, природные особенности России, также в частности, как большие площади заболоченных земель, а так же вечной мерзлоты, по-видимому, способствуют усилению некоторых антропогенных воздействий, увеличивая выбросы загрязнителей в результате разрушения естественных сообществ организмов и деградации среды в этих регионах.

К 2030 году наблюдается рост потребления первичной биологической продукции на 80-85% - на суше и 50-60% - глобальное. Рост концентрации парниковых газов в атмосфере, ускорение концентрации СО2 и СН2 за счет разрушения биоты.

Увеличение тенденции по мере разрушения биосферы, сокращение числа видов организмов на 25%) к 2050 г.

Деградация земель: рост эрозии и загрязнения. Качественное истощение вод суши. Рост бедности, нехватка продовольствия, высокая детская смертность. Расширение территории инфекционных заболеваний, появление-новых болезней и т.д.

Таким образом, перспективы сохранения окружающей среды до 2050 г. вызывают озабоченность.

Россия по разрушению системы «Природа - общество» находится в состоянии близком к критическому состоянию и невольно возникает вопрос, а возможно ли приостановить этот процесс разрушения? Безусловно, возможно, но только приостановить. Для этого необходимо обществу опереться на ясное представление о возможном будущем.

Обществу надо понять, что реально можно предпринять, вначале для стабилизации, а затем выхода из экологического кризиса усилиями всего народа и наметить определенную стратегию действий.

2.2 Задачи по выходу из экологического кризиса в России и обеспечения экологической безопасности

Сегодня много сказано, написано о загрязнении окружающей природной среды. Целью и задачей настоящей публикации является: назвать конкретные меры по предотвращению дальнейшего разрушения природной среды, экологизации производства и экономики, экологической безопасности России.

Первоочередными задачами нашего общества по выходу из экологического кризиса в России и обеспечения экологической безопасности следует считать.

. Совершенствование законодательной природоохранной базы.

Президент, Правительство Российской Федерации, министерства и ведомства, как федерального, так и регионального уровня власти. Государственная Дума России предпринимают определенные меры по экологическому возрождению России, социально-экономическому развитию. Приняты новые, обновлены старые нормативно-правовые законы, постановления с учетом совершенствования развития рыночных отношений.

В новой редакции приняты Законы: «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха». «О недрах». «О животном мире». «О плате за пользование водными объектами». «Об особо охраняемых природных территориях» и другие. Безусловно, они окажут влияние на улучшение нормативно-правовой базы природоохранной деятельности, но не обеспечивают экологической безопасности населения России и сохранения окружающей природной среды.

На наш взгляд, в целях совершенствования экологического законодательства, экологической защиты населения и повышения качества окружающей природной среды, охраны здоровья населения назрела необходимость принятия в самое ближайшее время следующих нормативно-правовых решений (законов, кодексов):

«О социально-экономических гарантиях населения»:

«Об экологической безопасности»;

«Об охране почв»;

«Об обращении с радиоактивными отходами»:

«О питьевой воде и питьевом водоснабжении»;

«О плате за негативное воздействие на окружающую среду»;

«О газификации России»;

«О гарантиях бесплатной и качественной медицинской помощи населению».

На реализацию этих законов, кодексов следует средства выделить из Стабфонда, и народ не надо пугать, что это вызовет инфляцию.

Принятие вышеназванных федеральных законов, кодексов явится важным фактором в совершенствовании системы управления экологического, экономического комплекса задач, в совершенствовании правовой базы обеспечения экблогической безопасности страны и создания необходимых предпосылок для повышения качества жизни людей по сравнению с другими высокоразвитыми странами Европы.

. Сохранение национального богатства страны.

Если 1 5-20 лет назад говорили, что Россия может превратиться в сырьевой «придаток» Запада, то сегодня можно утверждать, что Россия уже превратилась в такой сырьевой «придаток». Вначале «перестройки» - на пути к капитализму было передано частным компаниям без конкурсной основы: 64 процента разведанных запасов нефти: 63 процента газа: 86 процентов алмазов; 71 процент золота и т.д. И. конечно, бизнесмены устремились продавать добываемое сырье западным странам в ущерб развитию народного хозяйства России. Сегодня многие страны покупают сырье у России и перепродают его в третьи страны по более высоким ценам и имеют значительную прибыль. Так. Израиль, не владеющий месторождением алмазов, за счет поставок из России алмазного сырья, является крупным монополистом в мире по поставкам необработанных алмазов и бриллиантов.

Так как цены на Западе, в долларовом исчислении, на природном сырье значительно выше, чем наши внутренние, это, безусловно, оказало влияние на рост цен на все виды продукции, производимой в России, в том числе на продукты питания, и оказало негативное влияние на снижение темпов сооружения новых объектов, реконструкции предприятий, создание новой техники из-за роста стоимости материалов, оборудования, тарифов на электроэнергию, грузоперевозки и т.д.

В ущерб народному хозяйству сегодня львиная доля сырьевых ресурсов поставляется на экспорт: нефти - более 50%. газа - более 30%. алюминия - более 90%, никеля - более 80%, меди, вольфрама, молибдена в пределах 60-70%. цинка - около 50% и т.д.

Чтобы исправить сложившееся неправильное соотношение экспорта с внутренним потреблением необходимо:

пересмотреть имеющиеся договоры об экспорте сырья, исходя, прежде всего, из интересов народного хозяйства России, а не обогащения отдельных коммерсантов, олигархов.

необходимо с особой осторожностью подходить к привлечению зарубежных фирм к эксплуатации природных ресурсов страны, а также к экспорту сырья без ущерба развития отечественной экономики;

прекратить бесконтрольную передачу в аренду месторождений, продажу, раздачу земли. Она должна повсеместно передаваться без выкупа тем, кто ее обрабатывает, при категорическом запрещении перепродажи по не назначению;

усилить экологические ограничения на хозяйственную деятельность при добыче ресурсов и их переработке.

Имеется в виду, что повсеместно на всех загрязняющих природу предприятиях, вне зависимости от форм собственности, должны быть введены ограничения годовых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ по территориям и экосистемам с учетом их поэтапного снижения и доведения в итоге до нормативного уровня.

. Проблема обеспечения экономической и экологической безопасности.

Обеспечение экологической безопасности становится важнейшим компонентом национальной безопасности, оказывая все большее влияние на благополучие и здоровье населения, а также на экономическое развитие всех отраслей народного хозяйства. Среди важнейших составляющих экологической безопасности страны - решение проблем внедрения новых, экологически безопасных производств, машин и оборудования, экологически чистых ресурсосберегающих технологий, широкое внедрение малоотходных и безотходных производств, как в промышленности, так и в сельскохозяйственном производстве, на транспорте и в строительстве.

В условиях рыночной экономики многие заводы, рудники, фабрики, практически ликвидированы, якобы из-за нерентабельности или загружены всего на 30-40%. Это положение подорвало экономический потенциал страны, был потерян ресурс научно-технического развития, о чем свидетельствует снижение потребления сталепродукции, нефти и нефтепродукции, металлов цветной металлургии, строительных материальных на душу населения России, которое приближается к уровню Гвинеи, Эфиопии и других малоразвитых стран Африки, Азии.

За годы экономических реформ в России снизилось потребление на душу населения нефтепродуктов - более» чем в 2 раза, стали - более чем в 3 раза, меди - более чем в 2.5 раза, никеля - более чем в 3 раза, цинка, свинца - более чем в 2 раза.

Этот показатель является индикатором технического уровня развития народного хозяйства, показателем уровня развития научно-технического развития в стране.

Качество жизни населения зависит не менее чем на 50-60 процентов от качества окружающей среды, в которой человек живет, отдыхает и работает; от качества продуктов питания, качества лекарств, качества питьевой воды и т.д. Продается населению некачественной воды - до 75 процентов, мясомолочных продуктов - 45-50 процентов, водки - до 70 процентов, каждая четвертая таблетка - подделка и т.д. Так, только от «паленой» водки в год погибает около 35 тыс. человек. В стране с этим злом не могут справиться.

. Опасность потерь и расхищения природных ресурсов при переходе клиберальной рыночной экономике.

В физическом выражении потери невозобновляемых природных ресурсов в России весьма значительны. В среднем потери при добычи составляют: хромовых руд - 28 процентов, калийной соли - 61.0 процент, соли поваренной - 46.0 процентов, угля - 14,9 процентов, нефти из пластов извлекается не более 30 процентов. При добыче нефти в России теряется 8-10 млрд. м природного газа - сжигается в факелах (что равняется, примерно, объему потребления газа в быту населением России за год).

При переходе к либеральной экономике использование природных ресурсов: леса, богатств недр, стало более интенсивным за счет увеличения вывоза за рубеж коммерсантами, при ослаблении государственного регулирования этого процесса.

Некоторые, недостаточно четкие формулировки закона о местном самоуправлении, оставили лазейки для нерационального использования природных ресурсов. Конечно, старая система выкачивания центральными ведомствами природных ресурсов из областей и республик была не лучше. Но замена ведомственности на местничество оказывается еще более опасной и также ведет к безвозвратной потери ресурсов. Право собственности на ресурсы еще не означает права бесконтрольного распоряжения ими, государству в интересах всего населения необходимо более четко регламентировать природопользование, независимо от форм собственности.

В связи с этим важной задачей является определение баланса интереса собственника (пользователя), отдельных территорий и всего государства.

. Проблема борьбы, с радиоактивными и химическими загрязнениями территории России

Выдвигается на первый план, среди других экологических проблем ввиду огромных масштабов и опасных последствий радиоактивного и химического загрязнений. Известные случаи загрязнения окружающей среды требуют незамедлительных мер по совершенствованию системы защиты населения не только от радиоактивных загрязнений, но и защиты населения от особо опасных токсичных веществ (таких как диоксины, полихлорбефинилы, бензапирены. пестициды и др.). Это под силу только государству при условии более четкой организации служб охраны природы и взаимодействия различных инспекций на областном, городском и районном уровнях без дополнительных денежных средств.

. Ликвидация экологического беспорядка в стране.

Если общий экологический беспорядок условно принять за 100 процентов, то значительная его часть (30-40 процентов) придется на последствия «местной» бесхозяйственности.

Не надо никаких затрат и капитальных вложений, чтобы избавиться от «ползучей» радиации в школах, вузах, научно-исследовательских институтах, поликлиниках, больницах, на отдельных предприятиях и объектах, на свалках. Обилие открытых мусоросборников, помоек и т.п. в городских поселениях привели к резкому увеличению грызунов, бездомных животных, являющихся переносчиками инфекционных болезней (в Москве почти все, за исключением находящихся в центре, мусоросборники, помойки - открыты).

Создается впечатление, что загрязнение окружающей среды в местах проживания населения, отдыха и работы вышло из-под контроля государственных природоохранных и санитарно-эпидемиологических организаций России, руководителей мегаполисов. Точечная застройка городов ведется без учета экологической и транспортных возможностей, без учета нормального их функционирования.

. Переработка и использование отходов.

В Российской Федерации ежегодно образуется около 7-8 млрд. т отходов; из них вторично используется только 2-2.5 млрд. т, т.е. около 28%. На территории страны в отвалах и хранилищах накоплено около 90 млрд. т только твердых отходов, при этом изымаются из хозяйственного оборота сотни тысяч гектаров земли. Сконцентрированные в отвалах, хвостохранилищах и свалках отходы являются источниками загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв и растений.

Большую тревогу вызывают накопления в отвалах и свалках токсичные и экологически опасные отходы, общее количество которых достигло 1,7 млрд. т, что ведет к необратимому загрязнению окружающей среды. Согласно данным инвентаризации, в стране ежегодно образуется 75-80 млн. т высокотоксичных отходов, из них перерабатывается и обезвреживается лишь 18-20%. Ежегодно из более чем 4 млн. т отработанных масел, утилизируется не более 5-10%, а остальные сжигаются и сливаются по всей территории страны.

Следует особо выделить проблемы, связанные с образованием и обезвреживанием бытовых отходов (ТБО) и осадков сточных вод. Переработка ТБО в стране решается крайне недостаточно, т.к. идет дальнейшее их нарастание (накопление). Общая мощность мусоросжигающих и мусороперерабатывающих заводов составляет около 5-7 млн. год. т.е. всего 3,5-4% общего объема образующих ТБО. В основном отходы зарываются в землю, где гниют десятилетиями, а это. нередко сопровождается образованием диоксинов.

Существующая реализуемая программа «Отходы» не решает проблемы дальнейшего предотвращения загрязнения окружающей природной среды. Свалки наступают на города, природу и жителей.

. Экологическое воспитание населения.

Уровень экологической культуры, экологических знаний населения России одно из самых низких среди развитых стран Европы. Из-за низкой экологической культуры люди не осознают приближающейся экологической катастрофы, и в целом безучастны в охране окружающей среды. В вузах, школах и техникумах проблеме охраны окружающей среды и природопользования не уделяется должного внимания - стали исключаться из учебных программ экологические дисциплины. Руководители всех уровней в России: министры, губернаторы, чиновники, занимающиеся образованием, - не придают должного внимания экологическому просвещению населения.

Экологической просвещение - должно быть первой, одной из главных забот руководства страныв целях экологического возрождения России.

Без достаточных экологических знаний мы не достигнем экологического возрождения.

Практика надзора и контроля по охране окружающей среды в России свидетельствует о том. что большинство, как крупных, так и малых экологических нарушений допускается населением в связи с крайне низкими экологическими знаниями и экологической культурой поведения, отсутствием экологической подготовки руководящих органов власти контроля, хозяйствующих субъектов.

. Решение межгосударственных экологических проблем.

Здесь речь идет о создании общего экологического пространства СНГ. В обозримом будущем это пространство должно быть единым не только в рамках СНГ, но оно должно сомкнуться с уже существующими Европейскими и Азиатскими экологическими пространствами, где действуют общие экологические правила как связаны экологические экономические и социальные проблемы поведения, формируются и решаются согласованные задачи по улучшению качества среды и условий жизни.

Без международных программ нельзя приостановить трансграничные переносы загрязняющих веществ из стран, соседствующих с Россией. Так, «импорт» свинца, кадмия и других загрязнителей в Россию из Польши. Германии и Швеции превышает их «экспорт» из России. Велик «импорт» загрязнителей в Россию из Украины. Белоруссии, Литвы, Финляндии.

Без совместных экологических программ не будут решены проблемы Балтийского, Черного и Каспийского морей, Кольского п-ова, Арала и оз. Ханка (на границе с Китаем). Политика политикой, экономика экономикой, но природа ждать не будет, необходимо незамедлительно разрабатывать и принимать межгосударственные соглашения по названным и другим природным объектам. Для «галочки» - эти программы есть, но их крайне недостаточно, чтобы предотвратить дальнейшее загрязнение природы.

. Разработка государственной программы «Экология и здоровье человека».

Чтобы улучшить среду обитания человека, необходимо разработать и постепенно реализовывать практическими мерами программу «Экология и здоровье человека» на каждом предприятии, в каждом регионе, городе, населенном пункте России, особенно в настоящее время, при вымирании населения за год на 700 - 800 тыс. человек.

Это сложная проблема, но требует незамедлительного решения в условиях России, где идет снижение численности населения, где 2 млн. детей беспризорных. 700 тыс. детей- инвалидов и около 4-6 млн. человек бездомных.

Анализ заболеваемости населения, наложенный на демографическую структуру и социальные аспекты, дает основную характеристику территории, называемую экологическим риском. Степень экологического риска - это не характеристика среды, а характеристика человека, находящегося в данной среде, его возможность, заболеть, повредить какую-либо жизнеобеспечивающую систему, например, генетическую. Экологический риск в отличие от также необходимого показателя ПДК - очень важная социальная характеристика. Необходимо, чтобы была государственная ответственность за здоровье населения. Сегодня в России на первом месте - смертность от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) - 56,7%, страдают ими 22 млн. В 1990-х годах умирали 4,4 человека на тысячу населения, а по оценке 2006 г. эта цифра возросла до 9,4 - более чем в два раза (в западных странах наблюдается обратная тенденция - резкое снижение смертности из-за ССЗ).

. Государственная поддержка общественного экологического движения.

Никакие государственные, региональные экологические программы не могут быть реализованы без широкой поддержки общественности.

На каждом предприятии (в организации), где имеет место загрязнение окружающей среды, должны быть организованы общественные комиссии по экологии (в цехе, на предприятии и т.д.). Эти комиссии обязаны совместно с администрацией выявлять все источники загрязнения окружающей среды и разрабатывать конкретные мероприятия по их устранению.

Общественное экологическое движение необходимо организовывать на каждом предприятии, в каждом городе, районе так, чтобы работающие и население не только митинговали по поводу экологических нарушений, но и принимали самое активное участие в разработке и внедрении экологических программ для всех сред их обитания.

. Интеграция экологии, экономики, политики.

Если в XXI веке не произойдет интеграции экологии, экономики и политики и преобразования общественного развития при новых формах управления обществом, то последнее слово скажет деградирующая биосфера. Населению надо понять, что общество всеобщего изобилия вплотную приближается к пропасти. Начавшийся общемировой экономический кризис будет иметь затяжной характер.

В XXI веке важной проблемой по-прежнему является проблема сокращения потребления энергии, сокращения значительного, по крайней мере, на порядок. Придется максимально сократить энерго- и ресурсоемкость валового национального продукта и потребления энергии и ресурсов в расчете на одного жителя.

В технической политике для увеличения производства продукции на душу населения при меньших затратах следует использовать ресурсы с наибольшим эффектом, совершенствовать и менять технологии, способствующие обеспечению энерго- и ресурсосбережения. Эти проблемы должны решаться в русле превентивной экологической стратегии: снижения развития экологически опасных производств (металлургии, химических, энергетических), максимального сокращения потребления первичной биологической продукции и т.д.

А какие новые подходы должны быть в экономической политике? Очевидно, полезно вспомнить мнение великого хранителя природы Жака Ив Кусто, который однажды отметил: «Мне по душе либеральная экономика, но существует глубокое различие между либеральной экономикой, т.е. между свободным предпринимательством, основанным на законе спроса и потребления, и рыночной системой. Рыночная система в том виде, в каком она у нас сегодня существует, вредит планете больше, чем что-либо, поскольку все у нас имеет цену, но не рассматривается как ценность: нынешний рынок не принимает во внимание отдельных последствий, судьба будущих поколений не является одной из составных частей «экономического управления».

Заключение

Состояние экологической безопасности Российской Федерации в настоящее время вызывает глубокую тревогу и по ряду других причин: под угрозой находится здоровье десятков миллионов человек; растут масштабы эколого-техногенных катастроф, налицо опасность экологического терроризма и других угроз, вызванных глобализационными процессами; происходит загрязнение продуктов питания, запасов питьевой воды, появляются новые виды загрязнения (в том числе на генетическом уровне).

Усиливаются тревожные тенденции деградации почв, сокращения биоразнообразия, расточительного использования природных ресурсов, приводящего к их необратимому истощению; не реализуются в полной мере конституционные права граждан России на благоприятную окружающую среду.

К сожалению, пока еще Россия не может похвастаться эффективной экологической политикой как на национальном, так и на глобальном уровне, а саму отрасль политики, направленную на обеспечение экологической безопасности личности, общества и государства предстоит еще создать, как это и предусмотрено Концепцией национальной безопасности и Экологической доктриной Российской Федерации.

Создать действенную систему экологической безопасности в стране, такую, которая эффективно справлялась бы с имеющимися техногенными и антропогенными факторами загрязнения и при этом результативно отвечала бы на возникающие новые проблемы и новые вызовы в этой сфере - такая задача была поставлена В.В. Путиным на заседании Совета Безопасности 31 января 2008 года.

Разработка стратегии экологобезопасного развития России в XXI в. должна принимать во внимание национальные и глобальные экологические проблемы и их политические аспекты.

Более того, проблемы обеспечения экологической безопасности оказываются в тесной взаимосвязи с определением приоритетов использования ресурсного потенциала страны, стратегии экономической модернизации, внешнеполитическими задачами и т.д.

В конечном счете, не только сырьевые богатства России, но ее все еще значительные научно-технические возможности и - шире - «человеческий капитал», а также ключевая роль экосистем России в стабилизации глобальной окружающей среды дают основания рассчитывать на достойное будущее нашей страны в мире XXI века.

Оценив негативные приоритеты, следует искать возможности борьбы с ними путем сглаживания отрицательных влияний и противопоставляя им положительные.

В первую очередь мы предлагаем создание экологической сбалансированной долгосрочной экономической стратегии. В разработке такой экологической политики основным принципом должен стать макроэкономический подход, включающий в себя:

энергосбалансированную структурную перестройку экономики;

адекватный учет ценности природы в экономических показателях при принятии экономических решений, экономическая оценка природных ресурсов;

изменение инвестиционной политики в направлении экологических приоритетов;

демонополизация экономики с одновременным совершенствованием механизмов приватизации с учетом экологического фактора (учет прошлого экологического ущерба, обязательства по проведению реабилитационных мероприятий, экологическое страхование и др.);

четкое определение и реформа в области прав собственности на природные ресурсы;

создание экологически непротиворечивой системы цен, налогов, акцизов, роялти, ренты, кредитов, субсидий, пошлин и т.д.);

корректировка экспортной политики в направлении сокращения удельного веса первичных природных ресурсов в экспорте при увеличении доли продуктов переработки, в первую очередь высокотехнологичной и наукоемкой, а также услуг природопользования;

развитие ресурсо- и энергосберегающих и безотходных технологий, использование вторичных материалов.

Следствием такой экологической политики должны стать - сокращение или определенная стабилизация потребления природных ресурсов.

При этом рост выпуска продукции должен происходить за счет совершенствования технологий, внедрения малоотходных энерго- и ресурсосберегающих производств, использование отходов и вторичных ресурсов, увеличение доли экологически чистой энергетики (солнечной, геотермальной, ветровой и т.п.) в энергобалансе страны.

Необходимыми мерами, способствующими реализации этих принципов, являются следующие:

ужесточение эколого-экономических требований к народнохозяйственным проектам в процессе государственной экологической экспертизы, повышение барьера для «грязных» технологий;

экологизация налоговой системы, разное увеличение природоресурсной доли налогов;

совершенствование и индексация экологических платежей и тарифов;

оценка экологической эффективности направления экономического развития;

оценка экологической эффективности направления экономического развития;

адекватный учет экологического ущерба, имея ввиду вред, наносимый здоровью и имуществу человека;

разработка экономической части кадастров природных ресурсов;

реализация принципа «загрязнитель платит» через интернализацию внешних эффектов - включить экологические издержки, которые сейчас покрываются обществом во внутренние издержки и цену продукции загрязнителя;

повышение конкурентоспособности экологических и ресурсосберегающих проектов по сравнению с техногенными;

стимулирование расширения системы экологического страхования;

периодическое лицензирование всех видов экономической деятельности с учетом возрастания экономической ценности природы во времени;

учет глобальных выгод от природы России.

В заключение отметим, что необходимо включить понятие «ценности природы» во все экономические расчеты.

Следует учитывать, что «ценность природы», ее стоимость при использовании изменяется от региона к региону, но имеет хорошо разработанные критерии, легко формализуется и поддается оценке.

Библиографический список

1.Василенко В.А. Экономика и экология: проблемы и поиски путей устойчивого развития / В.А. Василенко. - Новосиб., 2010.

2.Гирусов Э.В. Основы социальной экологии / Э.В. Гирусов. - М.: Академия, 2008.

.Кокошкин К.Б. Экологическая безопасность и методология оценки эффективности затрат на ее обеспечение (на примере АЭС). В сб. «Экологическое оздоровление экономики» // под ред. В.Я. Возняка, Н.Г. Фейтельман, А.А. Арбатова. - М.: Наука, 1994.

.Лацко Р. Экономические проблемы окружающей среды / Р. Лацко. - М: Академия, 2010.

.Ойцев А.А. Внутренние угрозы экологической безопасности России в условиях экономического подъема // Вестник Московского государственного университета приборостроения и информатики. - М.: МГУПИ, 2008. №14.

.Олейник Е.М. Гармонизация экономического и экологического развития / Е.М. Олейник. - М.: Дашков и К, 2009.

.Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России / В.Ф. Протасов. - М.: «ФиС», 2011.

.Райзберг Б.А. Основы экономики: учебное пособие / Б.А. Райзберг. - М.: Инфра - М, 2010.

.Родионова И.А. Глобальные проблемы окружающей среды / И.А. Родионова. - М.: ЮНИТИ, 2011.

.Слагода В.Г. Основы экономики / В.Г. Слагода. - М.: Форум-Инфра-М, 2009.

.Словецкий В. «Москва утонет в мусоре?» /В. Словецкий. // Мир новостей. - №40. - 2011.

.Тодаро М. Экономическое развитие / М. Тодаро. - М.: Академия, 2010.

Теги: Экономика и экология. Проблемы экологической безопасности в российских условиях  Курсовая работа (теория)  Экономическая теория
Просмотров: 17162
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экономика и экология. Проблемы экологической безопасности в российских условиях


Источник: http://diplomba.ru/work/72261


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Экономика и экология. Проблемы экологической безопасности в российских Узлы для плетения из паракорда

Как связаны экологические экономические и социальные проблемы Как связаны экологические экономические и социальные проблемы Как связаны экологические экономические и социальные проблемы Как связаны экологические экономические и социальные проблемы Как связаны экологические экономические и социальные проблемы Как связаны экологические экономические и социальные проблемы Как связаны экологические экономические и социальные проблемы

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ