Понятия связанные с уголовным правом

                                                     Введение.

                Понятие уголовного права и его место в системе права.

Известно, что система права любого современного государ­ства состоит из ряда отраслей: конституционное право, адми­нистративное, гражданское и т. д. В ряду этих и других отраслей находится и уголовное право. Будучи составной частью системы права, уголовное право является одной из его отрас­лей, которой присущи все признаки, свойственные праву в целом (нормативность, обязательность для исполнения и т. д.), а также специфические отраслевые признаки. От других отрас­лей оно отличается, в первую очередь, предметом, т. е. кругом регулируемых общественных отношений. Правда, в общей теории права получила распространение точка зрения, в соответствии с которой уголовное право лишено самостоя­тельного предмета регулирования; общественные отношения регулируют другие отрасли права (государственное, админис­тративное, гражданское и т. д.), уголовное же право лишь охраняет эти отношения, являясь своеобразным средством их обеспечения.

Поскольку право диктует исходящие от государства обще­обязательные правила, оно есть регулятор поведения людей в обществе. В этом смысле не является исключением и право уголовное. Поэтому неверно представлять дело таким образом, что нормы уголовного права лишь охраняют общественные отношения, регулируемые нормами иных отраслей права. В действительности нормы каждой отрасли права обычно сами охраняют собственные предписания. Уголовно-правовая санк­ция в принципе не может применяться за нарушение, напри­мер, административно-правового запрета, касающегося специ­фических общественных отношений. Такое правоприменение означало бы грубейшее нарушение законности.

Сведение функций уголовного права лишь к охранительной нередко приводит к расширению сферы охраняемых им обще­ственных отношений. В юридической литературе встречаются утверждения, что нормы уголовного права являются средст­вом охраны всех общественных отношений, регулируемых другими отраслями права. Здесь налицо явное преувеличение охранительной роли уголовного права. Уголовно-правовые санк­ции призваны защищать наиболее важные права, свободы и интересы личности, общества и государства. Чрезмерное расширение сферы уголовного права может привести лишь к отрицательным последствиям как для общест­ва, так и для личности.

По предмету и методу правового регу­лирования уголовное право отличается от других отраслей права. Вместе с тем по сфере своего действия оно тесно сближается с некоторыми другими отраслями, прежде всего — с административным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом.

Так, административное право регулирует общественные от­ношения в сфере государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении иных форм государственной деятельности (в том числе и правосудия). Особенно близко нормы уголовного права сопри­касаются с теми нормами административного права, которые определяют, какие деяния являются административными пра­вонарушениями (проступками) и какие меры административ­ного взыскания применяются к лицам, их совершившим. В ряде случаев границы между уголовно наказуемыми деяниями и соответствующими административными правонарушениями подвижны и при определенных обстоятельствах и условиях отдельные административные правонарушения могут «пере­растать» в преступления и наоборот. Речь идет, например, об административно наказуемых контрабанде, мелком хищении чужого имущества, хулиганстве и т. д.

   Уголовно-процессуальное право определяет порядок и фор­мы деятельности суда, прокурора, следователя, органа дозна­ния при расследовании преступлений и рассмотрении уголов­ных дел в суде, гарантирующие права граждан и соблюдение законности в сфере уголовной юстиции. Тесная связь уголовно­го и уголовно-процессуального права проявляется, в частности, в том, что нормы уголовного права во многом определяют предмет доказывания при расследовании и судебном рассмот­рении уголовных дел (в первую очередь уголовно-правовое содержание состава соответствующего преступления). Нормы же уголовно-процессуального права обусловливают порядок официального признания установленных фактов как основания их уголовно-правовой оценки. И в этом смысле уголовно-правовое значение приобретают не все установленные, напри­мер, следователем и судом факты и обстоятельства, а лишь те, которые установлены в соответствии с требованиями уголовно-процессуальных норм.

Уголовно-исполнительное право регламентирует порядок исполнения наказания, и результаты его применения дают представление об эффективности уголовно-правовых норм о наказании и освобождении от наказания.

Предмет уголовного права.

Любые правовые нормы и право в целом предназначены для воздействия на волевое поведение людей, а предметом право­вого регулирования являются общественные отношения. Со­держание таких отношений, регулируемых уголовным правом, является, во-первых, вполне специфическим, а во вторых — сложным и неоднозначным. Можно выделить три основные разновидности этих отношений, образующих в сово­купности предмет уголовно-правового регулирования.

   Первым видом таких отношений являются так назы­ваемые охранительные уголовно-правовые отношения (в их традиционном понимании), возникающие в связи с совер­шением преступления. Это отношения между лицом, совершив­шим запрещенное уголовным законом преступное деяние, и государством в лице суда, следователя, прокурора, органа дознания. Каждый из субъектов этого правоотношения облада­ет определенными правами и несет корреспондирующие им обязанности. Так, первый обязан претерпеть неблагоприятные последствия, которые уголовный закон связывает с совершени­ем преступления, в конечном счете понести наказание, предус­мотренное той уголовно-правовой нормой, которую он нарушил. Другой субъект — суд (с помощью следственных, прокурор-ских органов и органов дознания) — вправе принудить первого к исполнению этой обязанности. Но это право сопровождает обязанность тех же органов привлекать лицо к уголовной ответственности, а суда — назначать наказание или меру, его заменяющую, в соответствии с тем, как уголовный закон формулирует особенности условий уголовной ответственности лица, совершившего определенное преступление. Таким обра­зом, предметом охранительных уголовно-правовых отношений является реализация уголовной ответственности и наказания, связанная как с установлением события преступления, так и с назначением наказания, освобождением от уголовной ответ­ственности и наказания (включая и применение принудитель­ных мер медицинского и воспитательного характера).

Вторым видом отношений, которые входят в предмет уголовного права, являются отношения, связанные с удержани­ем лица от совершения преступления посредством угрозы наказания, содержащейся в уголовно-правовых нормах. Отри­цать за утоловно-правовыми запретами роль праворегулирующего начала — значит утверждать, что они не упорядочивают поведение людей в обществе. В действительности это не так. Установление уголовно-правового запрета есть выражение принудительной силы государства. Нарушение запрета пред­полагает применение наказания к лицу, совершившему пре­ступление. В этом заключается специфика обязанности, уста­навливаемой уголовным законом (обязанности не совершать преступления), и ее отличие от обязанностей морально-нрав­ственного порядка. Уголовный запрет налагает на граждан обязанность воздержаться от совершения преступления и по­тому регулирует поведение людей в обществе.

   Третья разновидность общественных отношений, входя­щих в предмет уголовного права, регулируется уголовно-правовыми нормами, которые наделяют граждан правами на причинение вреда при защите от опасных посягательств при необходимой обороне, а также при крайней необходимости и других обстоятельствах, исключающих преступность деяния. Эти отношения специфичны, в частности, по своему субъектив­ному составу. Осуществляющий, например, свое право на необходимую оборону вступает в правовые отношения, с одной стороны, с лицом, посягающим на интересы личности, общества или государства и обычно нарушающим соответствующий утоловно-правовой запрет (приобретает право на причинение вреда посягающему). С другой стороны, поведение обороняю­щегося компетентны признать правомерным только суд и прокурорско-следственные органы. В каждом случае именно они обязаны всесторонне рассмотреть событие, связанное с причинением вреда при защите от опасного посягательства, и подтвердить правомерность действий обороняющегося, офици­ально освободив его от ответственности за причиненный им вред. Таким образом, обороняющийся вступает в правовые отношения и с государством в лице суда, прокурорско-след-ственных органов. Эти отношения можно именовать регу­лятивными уголовно-правовыми отношениями (в отличие от охранительных уголовно-правовых отношений), так как они складываются на основе регулятивных (управомо-чивающих) норм и регулируют правомерное поведение лица, являющееся одновременно и социально полезным.

Метод уголовного права.

Выделенным разновидностям общественных отношений, об­разующих предмет уголовного права, соответствуют специфи­ческие методы их регулирования. Метод как совокупность правовых средств воздействия на общественные отношения с целью их урегулирования является важной характеристикой отрасли права, выступает в качестве дополнительного основа­ния деления права на отрасли.                Проблема метода право­вого регулирования - одна из сложных и малоразработанных в юридической науке. В уголовно-правовой науке на уровне вводных глав курсов и учебников он обычно сводится к приме­нению наказания за нарушение уголовно-правового запрета. На самом деле метод правового регулирования — весьма емкое понятие, характеризующееся множеством компонентов. Среди них можно назвать:

1) порядок установления прав и юридичес­ких обязанностей;

2) степень определенности предоставлен­ных прав и автономности действий их субъектов;

3) подбор юридических фактов, влекущих правоотношения;

4) характер взаимоотношения сторон в правоотношениях, в которых реали­зуются нормы;

    5) пути и средства обеспечения субъективных прав.

В зависимости от сочетания указанных характеристик в общей теории права обычно выделяют три метода (типа) правового регулирования: дозволение, предписание и запрет. Первый связывается с гражданско-правовым регулированием, дозволительная направленность которого выражается главным образом в «первичности управомочивающих норм» (нормы, определяющие круг субъектов гражданского права, содержание их правоспособности, основание возникновения гражданско-правовых связей, способы защиты гражданских прав и т. д.). Предписание выступает как административно-правовой тип регулирования (материальное административное право в основном закрепляет юридические обязанности, носящие ха­рактер предписания). Запрет как метод правового регулирова­ния связывается с уголовным правом (учитывается, что уголов­ное право призвано определять преступность и наказуемость деяний, опасных для личности, общества и государства, и формулировать модели запрещенного общественно опасного поведения).

Из подобной традиционной классификации типов правового регулирования вовсе не вытекает, что дозволение присуще только гражданскому праву, предписание — административ­ному, а запрет — уголовному. Все три типа правового регули­рования можно обнаружить в различных отраслях права, но в одних отраслях решающим является дозволение, в других — предписание, в третьих — запрет. Так, гражданское право, будучи в основном управомочивающим, содержит и запрети­тельные (охранительные) нормы, однако, по сравнению с дозво­ляющими, они в этой отрасли носят вспомогательный характер. Значителен удельный вес запретительных норм в администра­тивном праве (существует даже Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях). Уголовно-правовой метод регулирования также не может быть сведен только к запрету. Например, как отмечалось, нормы уголовного закона о необходимой обороне носят управомочивающий характер, что позволяет говорить в этих случаях о дозволении как разновид­ности уголовно-правового метода.

Три названных типа правового регулирования в каждой отрасли права могут иметь дополнительные характеристики, выступать в виде специфических методов, представляющих конкретизацию методов межотраслевых. Так, охранительные уголовно-правовые отношения регла­ментируются следующими методами:

1)    применение санкций уголовно-правовых норм (уголовного наказания);

2) освобождение от уголовной ответственности и наказания (включая применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, совершившим преступле­ния);

3)  применение принудительных мер медицинского характе­ра к лицам, в состоянии невменяемости совершившим обще­ственно опасные деяния, запрещенные уголовным законом, и к лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначе­ние или исполнение наказания; к лицам, совершившим пре­ступления и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; к лицам, совершившим преступ­ления и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании.

Фактически все три метода в той или иной степени имеют аналоги в других отраслях права. Применение, например, санкций присуще и административному, и гражданскому пра­ву; эти отрасли предусматривают и возможности освобождения от ответственности за правонарушения. Но, несмотря на внеш­нее сходство, эти методы в уголовном праве являются сугубо специфическими по содержанию. Возьмем, к примеру, тот же метод применения санкций. Уголовное наказание как реализа­ция уголовно-правовых санкций является самым суровым ви­дом государственного принуждения. Строгость наказания соот­ветствует тяжести содеянного и степени общественной опас­ности лица, совершившего преступление. Административное право знает близкие по форме взыскания (административный арест, испра­вительные работы, штраф), но карательное их содержание лишь приблизительно напоминает уголовно-правовые аналоги. В связи с этим охранительные уголовно-правовые отноше­ния, регулируемые специфическими уголовно-правовыми ме­тодами, ставятся законом в рамки строжайшей правовой регла­ментации. Так, преступление, совершение которого представ­ляет собой юридический факт и с которым связывается воз­никновение охранительных уголовно-правовых отношений, определяется конкретными признаками, непосредственно ука­занными только в уголовном законе. Никакие другие правовые акты не должны определять преступность и наказуемость деяний (ст. 1 УК РФ). Установление этого юридического факта (совершение преступления), а также реализация прав и обязан­ностей субъектов охранительного уголовно-правового отноше­ния осуществляются в строго определенном законом порядке. Окончательный вывод о виновности лица в совершении пре­ступления, о его ответственности и применении к нему наказа­ния делается только судом (ст. 49 Конституции РФ).

Освобождение от уголовной ответственности и наказания, являясь специфическим методом регулирования охранитель­ных уголовно-правовых отношений, применяется, когда и зада­ча исправления лица, совершившего преступление, и задачи общего и частного предупреждения могут быть выполнены без привлечения лица к уголовной ответственности, назначения и исполнения наказания. Освобождение от столь серьезных пос­ледствий, предусмотренных законом, требует жесткой право­вой регламентации этого института, поэтому основания его применения сформулированы в самом уголовном законе, слу­жащем гарантией обеспечения прав и выполнения обязанно­стей субъектов уголовно-правового отношения.

Общественные отношения, вытекающие из уголовно-право­вого запрета, регулируются путем установления этого запрета. Его специфика проявляется в том, что запрещаются наиболее общественно опасные деяния, а также в тяжести правовых последствий, которые наступают для лица, нарушившего утоловно-правовой запрет.

   Выделенные регулятивные уголовно-правовые отношения связаны с методом наделения граждан правами на активную защиту от общественно опасных деяний и предупреждение общественно опасных последствий (например, право на необ- ходимую оборону, причинение вреда при задержании преступ­ника и крайней необходимости).

Дозволение как обобщающий способ наделения субъектов правомочиями присуще и другим отраслям права (в наиболее завершенной форме — гражданскому праву), но в уголовном праве его содержание является также специфическим. Уголов­ное право при реализации указанных прав допускает причине­ние самых тяжких последствий (наступление смерти, причине­ние тяжкого вреда здоровью других лиц, причинение тяжких имущественных последствий), что опять-таки обусловлено высо­ким уровнем опасности деяний, запрещенных уголовным зако­ном. Нормы никакой другой отрасли не представляют субъектам права в соответствующих ситуациях возможности причинять серьезный вред личным или общественным интересам. Хотя в административном праве также имеются институты необходи­мой обороны и крайней необходимости, однако причинение вреда при этом допускается в значительно меньшей степени, чем в аналогичных случаях, регулируемых уголовным правом. Это связано с различным уровнем общественной опасности преступ­лений и административных правонарушений. Первый на поря­док выше второго, поэтому необходимая оборона и крайняя необходимость в уголовном праве не совпадает по содержанию с аналогичными обстоятельствами в административном праве. Институты необходимой обороны (самозащита гражданских прав) и крайней необходимости известны и гражданскому праву, однако если, например, в уголовном праве крайняя необходимость исключает уголовную ответственность, то в гражданском праве, исходя из специфики гражданско-правовых отношений, при наличии крайней необходимости соответ­ствующие гражданско-правовые санкции могут и применяться.

Анализ предмета и метода уголовного права позволяет сформулировать понятие уголовного права как отрасли права. Уголовное право — это отрасль права, объединяющая право­вые нормы, которые устанавливают, какие деяния являются преступлениями и какие наказания, а также иные меры уголовно- правового воздействия применяются к лицам, их совершившим, определяют основания уголовной ответствен­ности и освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Задачи уголовного права.

Задачи уголовного права вполне традиционны и в принципе однозначны для любого общества и государства. Они вытекают из исторической предопределенности происхождения уголов­ного права. Последнее возникло как реакция общества и госу­дарства на преступление — наиболее опасное для интересов личности, общества и государства деяние. И в этом смысле уголовное право, как и право вообще, вполне может претендовать на то, чтобы считаться явлением цивилизации и культуры  Уголовное право возникло, чтобы защитить своими специфи­ческими средствами (главным образом угрозой наказания и его применением) личность, общество и государство от преступных посягательств. Охранительная задача уголовного права и есть его основная историческая задача, не зависимая, как отмеча­лось, от политического строя соответствующего государства либо особенностей его экономики.

     

 Принципы уголовного права.

Задачи, стоящие перед уголовным правом, решаются на основе его принципов,    т. е. основных, исходных начал, в соответствии с которыми строится как его система, так и в целом уголовно-правовое регулирование.

Конкретное содержание принципов и их перечень и в общей теории права, и в уголовном праве понимаются неоднозначно. Как правило, они подразделяются на общие (присущие системе права в целом и приобретающие в той или иной отрасли свое специфическое содержание) и специальные (отраслевые), рас­крывающие качественные особенности правового регулирова­ния отдельной отрасли права. Однако в последнее время в уголовно-правовой науке была высказана и иная точка зрения, отрицающая необходимость выделения специальных (отрасле­вых) принципов уголовного права. Она аргументируется тем, что общеправовые принципы действуют через отраслевые, а специ­фические отраслевые принципы являются не чем иным, как своеобразным преломлением общеправовых принципов.

В УК РФ законодательно сформулированы следую­щие принципы уголовного права: законности, равенства граж­дан перед законом, вины, справедливости, гуманизма. Принцип законности сформулирован в ст. З УК РФ:

«I. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоя­щим Кодексом.

2. Применение уголовного закона по аналогии не допускает­ся».

Принцип законности — конституционный принцип уголов­ного права. Статья 15 Конституции РФ гласит, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблю­дать Конституцию Российской Федерации и законы». Примени­тельно к уголовному праву этот принцип трансформируется, в первую очередь, в принцип «нет преступления без указания о том в законе» (уголовном). Он означает, что к уголовной ответ­ственности может быть привлечено лишь лицо, совершившее запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние. Согласно данному принципу аналогия преступлений и наказа­ний в российском уголовном праве не допускается. Аналогией закона называется восполнение пробела в праве, когда закон применяется к случаям, прямо им не предусмотренным, но аналогичным тем, которые непосредственно регулиру­ются этим законом.

Принцип равенства граждан перед законом раскрывается в ст. 4 УК РФ: «Лица, совершившие преступле­ния, равны перед законом и подлежат уголовной ответствен­ности независимо от пола, расы, национальности, языка, про­исхождения, имущественного и должностного положения, мес­та жительства, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям, а также других обстоя­тельств». Этот принцип также является конституционным, так как основан на ст. 19 Конституции РФ.

   Данный принцип характеризуется специфическим уголовно-правовым содержанием. В этом случае равенство проявляется только в одном: в том, что все лица, совершившие преступле­ния, независимо от указанных в ст. 4 УК характеристик, равным образом, т. е. одинаково подлежат уголовной ответственности. Вместе с тем этот принцип не означает их равной ответственности и наказания, т. е. равных пределов и содержания уголовной ответственности и наказания. И это различие может заключаться, например, и в поле или возрасте лица, и в его служебном положении. Так, например, к женщи­нам в отличие от мужчин не может быть применена смертная казнь (это наказание не может также применяться к мужчинам в возрасте старше шестидесяти пяти лет и к лицам, совершив­шим преступление в возрасте до восемнадцати лет — ст. 59 УК РФ). Совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения может влечь повышенное нака­зание (например, п. «в» ч. 2 ст. 160 УК РФ).

Принцип вины (ст. 5) означает, что лицо подлежит уголов­ной ответственности только за те общественно опасные дейст­вия (бездействие) и наступившие общественно опасные послед­ствия, в отношении которых установлена его вина (понятие вины, а также умысла и неосторожности как ее форм будет рассмотрено в теме «Субъективная сторона преступления»). Объективное вменение, т. е. уголовная ответственность за неви­новное причинение вреда, не допускается. Ни одно деяние, совершенное невиновно, какие бы тяжкие последствия оно ни причинило, не может рассматриваться как преступление. Вме­нение в вину невиновного деяния, т. е. такого, общественную опасность которого лицо не предвидело и не могло предвидеть, было бы лишено какого-либо воспитательного и предупреди­тельного значения и поэтому является неприемлемым. Субъек­тивное вменение есть элементарнейшее условие правильной социально-правовой оценки поведения человека вообще и пре­ступного в частности.

Принцип гуманизма раскрывается в ст. 7 УК:

«1. Уголовное законодательство Российской Федерации обес­печивает безопасность человека.

2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицам, совершившим преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства».

Уголовная ответственность и наказание не преследует цели отомстить лицу, совершившему преступление, причинить ему физические страдания, унизить его человеческое достоинство. Осуждая виновного, применяя к нему наказание, государство стремится исправить лицо, совершившее преступление, вер­нуть его к общественно полезной деятельности, оказать пре­дупредительное воздействие на других лиц.

Гуманизм российского уголовного права проявляется также в отрицании жестоких, мучительных и позорящих наказаний. Последнее отражено и в Конституции РФ: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или уни­жающему человеческое достоинство обращению или наказа­нию» (ст. 21).

Принцип гуманизма в уголовном праве связан и с существо­ванием института освобождения от уголовной ответственности и наказания. Случаи применения такого освобождения вовсе не означают какого-то снисхождения к преступникам или попус­тительства им. Нет, уголовно-правовое проявление гуманизма имеет вполне практический характер и в отдельных случаях может иметь большее значение, чем меры каратель­ные. Очевидно, что существование такой нормы способно вызвать у некоторых правонарушителей стремление прекра­тить начатую преступную деятельность. Иной раз этот мотив может оказаться более сильным, чем возможность применения к нему строгих утоловно-правовых санкций.

Принцип справедливости раскрывается в ст. 6 УК РФ:

1. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельст­вам его совершения и личности виновного.

2. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

   Принцип справедливости означает, что наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, примененная к лицу, совершившему преступление, должна быть справедливой, т. е. соответствовать тяжести преступления, конкретным обстоя­тельствам совершения преступления и особенностям личности преступника. Этот принцип означает максимальную инди­видуализацию ответственности и наказания. Возмож­ность реализации этого принципа заключается в самом со- держании уголовного закона. Так, санкции уголовно-правовых норм носят относительно-определенный (предусматривают наказание в определенных пределах) или альтернативный (предусматривается не один, а несколько видов наказания) характер. Еще более широкие пределы индивидуализации ответственности виновного установлены в статьях Общей части УК (например, в ст. 60 — 85), которые позволяют при наличии определенных обстоятельств существенно смягчить ответствен­ность и наказание виновного либо освободить его от уголовной ответственности и наказания.

Положение ч. 2 ст. 6УК РФ о том, что никто не должен нести уголовную ответственность за одно и то же преступление, является воспроизведением нормы конституционного права, выраженного в ст. 50 Конституции РФ: «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление», что делает этот принцип конституционным.

Справедливость в уголовном праве в известном смысле аккумулирует в себе и другие важнейшие его принципы, и в первую очередь принципы законности, равенства граждан перед законом и гуманизма. Каждый из указанных принципов имеет, как отмечалось, свое специфическое содержание. Вместе с тем каждый из них характеризует определенную качествен­ную сторону (или аспект) справедливости в уголовном праве, без которой нет и не может быть справедливости в целом. Так, нет справедливости, если при отправлении правосудия по уголовному делу нарушается законность, принцип равенства граждан перед законом, принцип гуманизма. Таким образом, справедливость можно рассматривать и как обобщающий принцип или обобщающее начало уголовного права.

Помимо сформулированных непосредственно в уголовном законе, в науке уголовного права традиционно выделяются и другие принципы. Среди них особое значение имеет принцип неотвратимости ответственности. Он означает, что всякое лицо, совершившее преступление, подлежит нака­занию или иным мерам уголовно-правового воздействия, пред­усмотренным уголовным законом. Смысл этого принципа за­ключается в том, что неотвратимость ответственности есть лучший способ проявления предупредительного воздействия уголовного закона и его применения.

Система уголовного права.

Уголовное право разделяется на две части: Общую и Особен­ную. Общая часть включает нормы уголовного права, в которых закрепляются его общие принципы, институты и понятия, а также основные положения, определяющие основания и пре­делы уголовной ответственности и применения наказания, поря­док и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. В нормах Общей части регламентируются наиболее важные вопросы, относящиеся к основным понятиям уголовного права — уголовному закону, преступлению и наказанию.

Особенная часть уголовного права включает нормы, в кото­рых определяются конкретные преступления по родам и видам, а также наказания, установленные за их совершение.

Общая и Особенная части уголовного права органически связаны и лишь в единстве представляют собой уголовное право как систему уголовно-правовых норм.

                                                  Заключение.

  Именно уголовное право защищает наиболее значимые проявления свободы человека. И существуют та­кие посягательства на свободу, от которых вообще охраняет лишь уголовное право (например, умышленные посяга­тельства на жизнь и здоровье, на половую свободу).

Вместе с тем очевидно, что уголовно-правовая защита свобо­ды — это своего рода «идеал» уголовного права, подчас расхо­дящийся с реальным его воплощением в жизнь (например, нынешнее состояние охраны правопорядка, прав и интересов граждан в России является печальным, но достаточно убеди­тельным подтверждением этого). И издержки его практической реализации могут быть больше или меньше в зависимости от политических, социально-экономических условий и нравствен­ных устоев общества.

                                                       

                                                      Задача.

 

Матрос Иванихин, являясь гр-ном России, работал по найму на сухогрузе «Стар», приписанном к порту Глазго /Великобритания/. Во время стоянки корабль под разгрузкой в порту г. Роттердам, Иванихин поссорился с матросом Вырейко, гр-ном Украины, и причинил вред средней тяжести.

По уголовному закону какого гос-тва подлежит ответственности Иванихин? Обоснуйте свой ответ.

 

                                                        Ответ.

Иванихин подлежит уголовной ответственности по УК РФ в соответствии со ст.12ч.1, которая гласит: «Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие пре­ступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголов­ной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на террито­рии которого оно было совершено, и если эти лица не были осуж­дены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, преду­смотренной законом иностранного государства, на территории ко­торого было совершено преступление». В соответствии со ст.13ч.1 он не может быть осуждён по закону Великобритании или Нидерландов (в зависимости от того произошёл инцидент на судне или в увольнении), так как «Граждане Российской Федерации совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству».

Теги: Понятие уголовного права   Другое  Правоохранительные органы
Просмотров: 33448
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Понятие уголовного права


Источник: http://diplomba.ru/work/124376


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Понятие уголовного права и его место в системе отечественного права Оформление вышивки парусник

Понятия связанные с уголовным правом Понятия связанные с уголовным правом Понятия связанные с уголовным правом Понятия связанные с уголовным правом Понятия связанные с уголовным правом Понятия связанные с уголовным правом Понятия связанные с уголовным правом Понятия связанные с уголовным правом Понятия связанные с уголовным правом

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ