Рубка для лодки самодельная


Усовершенствование серийных мотолодок. ПрогрессХорхордин Е.Г. Усовершенствование серийных мотолодок. Лодки «Прогресс». Модернизация. Дополнительное оборудование. Полезные мелочи. Справочник. - М.: «Издательский Дом Рученькиных», 2006. — 96 с.

В пособии систематизированы и обобщены рекомендации многих любителей-водномоторников по самостоятельной модернизации корпусов, основных узлов и деталей популярных отечественных мотолодок семейства «Прогресс». Описаны способы установки на лодки дополнительного оборудования - рубок, парусов, тентов и т.д. Подробно рассмотрены наиболее надежные варианты модификации мотолодок для дальних переходов, увеличения скорости и экономичности плавания. Приведен материал по изготовлению своими силами приспособлений, необходимых для улучшения обитаемости и облегчения манипулирования мотолодкой в различных ситуациях.

Пособие предназначено для любителей-водномоторников.


Несмотря на лавину разнообразных катеров и мотолодок, которые наводнили наш рынок, у причалов, наряду с новейшими зарубежными моделями, можно увидеть множество серийных мотолодок, выпущенных в нашей стране 30 — 40 лет назад. И как бы не отличались такие суда по уровню комфортности и цене, подавляющее их большинство объединяет один общий признак — это усовершенствования, которые вносят владельцы в стандартные конструкции своих судов.


Многие владельцы открытых мотолодок со временем приходят к мысли, что надо иметь на лодке надежное убежище от холода и дождя.
Основной путь — это переделка имеющейся открытой лодки в каютную. На первый взгляд задача не представляет сложностей, а сам строитель результатом работ, как правило, остается вполне удовлетворенным. Однако, если на получившиеся конструкции взглянуть со стороны, то редкий экземпляр можно назвать вполне удавшимся.


Желательно, чтобы конструкция рубки на мотолодке типа «Прогресс» отвечала (кроме перечисленных выше) следующим условиям:
— рубка должна иметь максимальную площадь открывающихся элементов, как в кормовой части, так и по бортам и в крыше, при сохранении достаточной общей жесткости всей конструкции;
— рубка должна занимать только имеющийся кокпит, но перекрывать его полностью.


Жесткая рубка облегченного типа (разработка А. Лося) весит всего 22 кг и хорошо защищает экипаж от непогоды. В то же время она не мешает проведению шлюзования, гребле и передвижению по палубе. Конструкция и монтаж рубки не вносят существенных изменений в базовую компоновку лодки.


Среди множества известных конструкций данный вариант (автор Г. Федоров) следует признать весьма удачным применительно к мотолодке «Прогресс-2».

Переоборудование лодки значительно повышает ее комфортабельность, более удобным становится управление. В хорошую погоду пассажиры располагаются в открытом кокпите, имеющем размеры 1,3x1,8 м. Здесь размещен трехместный кормовой диван и перед ним по правому борту — раскладной столик, а по левому — рундук. Пост управления — слева на кормовой стенке рубки; по правому борту — место штурмана, под которым расположены газовая плита, полка для посуды, рундук для баллонов, 5-литровый анкерок питьевой воды, аккумулятор. В непогоду и на ночь на стоянке над кокпитом ставится тент.


Хорошей заменой тенту на «Прогрессе» может служить жесткая рубка из переделанной верхней части кузова старого «Москвича». Наиболее близко по размерам подходит кузов «Москвича-434».


Данная конструкция рубки (разработка Ю. Родченко) имеет сдвижную в корму среднюю часть. Для того чтобы получить открытую часть кокпита в корме следует вырезать носовую палубу от переборки багажника до шп. 1, оставив по левому борту консоль шириной 400 мм, которая служит основанием для установки рулевой колонки и приборного щитка. У правого борта наклонная часть переборки от консоли до комингса кокпита отогнута вверх до вертикального положения на ширине 150 мм. Такая конструкция позволяет удлинить кокпит на 300 мм и получить в его корме открытую часть длиной 840 мм.


Для более комфортабельного управления и обитания «Прогресс» можно модернизировать, не прибегая к значительным переделкам корпуса.

Панель щитка расклепывается и делается более широкой за счет дюралевой полосы шириной 140 мм, которая склепывается с панелью и устанавливается на дополнительных жестких кронштейнах и подкладных полосах (рис. 9).


Удобный, тихоходный и экономичный катер для дальних переходов нетрудно сделать из серийного «Прогресса». В качестве примера ниже приведены рекомендации Б. Веснова по изготовлению такого мини-крейсера.


Недостатки штатного тента мотолодки «Прогресс» хорошо известны всем владельцам этой лодки. Снимать и ставить сырой тент тяжело, запускать мотор из-под тента трудно, садиться влодку и выходить из нее неудобно, обзор для водителя недостаточен.


Для повышения скорости своих мотолодок многие владельцы монтируют на них подводные крылья различных конструкций. На практике многие варианты не удовлетворяют основным требованиям, предъявляемым к крыльевой системе. Для относительно тяжелых «Прогрессов» необходимо полностью устранить основные недостатки, присущие обычным крыльям:

1) затрудненность выхода на крылья при углах атаки, соответствующих достижению максимальной скорости движения:
2) ограниченная проходимость, особенно при подходе к берегу; опасность плавания в малоизвестных водоемах;
3) чувствительность к центровке мотолодки;
4) неудобство обслуживания крыльев, трудность очистки их от зацепившихся предметов и обрастания.


Хорошо известно, что штатные слани на «Прогрессе» не отвечают даже минимальным требованиям комфортности и конструктивно неудачны. Более удобны монолитные несъемные слани с основой из пенопластовых блоков.


На «Прогрессах» первых выпусков задвижная крышка, закрывающая моторный отсек, очень неудобна в эксплуатации. Для снятой во время плавания крышки практически нет места в лодке.


Стол, которым комплектуется «Прогресс-2», недостаточно удобен. Крепление его к борту ненадежно, ножки мешают удобному размещению людей в лодке. Кроме того, невозможно установить стол, когда сиденья разложены в спальные места, да и хранение стола на лодке доставляет определенные неудобства.


Сиденья на мотолодке «Прогресс-4» довольно трудно разложить в спальное место. Несложная доработка кронштейнов спинок существенно облегчает эту задачу.


Как известно, в носовом багажнике обильно выпадает конденсат, вызывающий отсыревание вещей и коррозию металлических предметов. Для снижения влажности в багажнике следует обеспечить вентиляцию. Для этого в верхней части носовой переборки (справа и слева над полками багажника) прорезаются Два лючка размером около 100x70 мм.


Многим владельцам старых моделей «Прогрессов» известны недостатки конструкции кормового багажника этих лодок. Для модернизации багажника нужно проделать следующие операции.


Некоторые моторные лодки оборудованы открытой с кормы рубкой. На стоянке при ненастной погоде желательно закрывать хотя бы часть кокпита в корме. Путем несложных конструктивных изменений можно для этой цели использовать ветровое стекло.


Довольно удобно закреплять весла на палубе с помощью стальных хомутов. Для этого следует изготовить два угольника с прорезью и два хомутика из пружинной стали, которые в готовом виде нужно закалить.


Для увеличения автономности плавания на лодку можно установить дополнительные бензобаки, которые крепятся по бортам в кормовом багажнике. Пенопласт оттуда нужно вынуть, разрезать на блоки необходимых размеров и разместить под пайо-лами багажника и у транца. Прочно укрепленный пайол удерживает пенопласт при любом положении лодки. Кроме этих баков в багажнике можно разместить еще две канистры бензина и 5-литровую банку масла.


На «Прогрессе-4» очень неудобно использовать пробку для слива воды. Ниже приведен чертеж клапана (конструкция И. Иванова), с помощью которого гораздо удобнее сливать воду из лодки


Одним из важнейших параметров мотолодки является ее устойчивость на курсе. Даже если водитель на время вынужден бросить штурвал, то лодка не должна изменять курса.


Для установки на лодку в данном варианте (разработка Л. Абашкина) используются колеса и передние вилки от старых мотороллеров типа «Тула».


Несмотря на паспортные данные, транцу «Прогресса» для подвесных моторов свыше 30 л.с. явно не хватает жесткости: даже при работе мотора на малых оборотах ощущается сильная вибрация.


При длительных переходах существенные трудности доставляет заправка топливного бачка, который при 30-сильном моторе опустошается менее чем за два часа. Для увеличения заправочной емкости можно установить бачок из оцинкованного железа, изготовленный по обводам днища. Бачок изготавливается из кровельного листа и располагается между шп. 3 и 4 под передним сиденьем вместо пенопластовых блоков. Последние в этом случае располагаются частями по бортам лодки.


Как известно, мотолодки семейства «Прогресс» очень надежны и при правильной эксплуатации служат владельцам много десятков лет. Пожалуй, наиболее «слабым» элементом в комплекте лодки является брезентовый тент, который, несмотря на все ухищрения, теряет прочность и начинает «ползти» уже через несколько навигаций.


При штатной конструкции тента довольно трудно добиться того, чтобы между его нижним краем и палубой в лодку не задувал ветер.


Данная конструкция парусного вооружения (разработка А. Калинкина) весит 15 кг и легко складывается вдоль бортов под сиденьями.


Простой парус предлагаемой конструкции имеет площадь 8,1 м2 и весит вместе с рангоутом около 5 кг. Управление лодкой под парусом осуществляется при помощи кормового весла.


Данная схема обогрева рубки (разработка А. Карпова) основана на использовании горячей воды от системы охлаждения двигателя подвесного мотора.
Вода из системы охлаждения дополнительно нагревается (примерно на 30°) в результате прохождения через горячий корпус выхлопного коллектора. Затем она подается в отопитель автомобильного типа.


Поскольку на ходу моторные лодки всегда имеют дифферент на корму, то трюмная самодельная вода скапливается у транца, где обычно и ставят донные отливные шпигаты.


Этот простой шпигат монтируется при помощи фланца на днище вблизи транца.


Идея такого приспособления состоит в том, что струя воды от работающего винта с большой скоростью проходит через эжектор, где создается разрежение, и вода из лодки засасывается по шлангу


Для большинства конструкций шпигатов характерен один недостаток — отсутствие надежного контроля за функционирование запирающего клапана, что чревато затоплением лодки на стоянке.


Простейшая помпа. В качестве цилиндра используется отрезок тонкостенной трубы диаметром 40-65 мм.


В статье описаны различные конструкции якорей.


Буйреп. При плавании по водоемам, засоренным корягами и затопленными деревьями, вероятность лишиться якоря очень велика. Поэтому отдавать якорь, не привязав к тренду (место соединения рогов с веретеном) буйреп, или томбуй, не следует.


Любую каютную мотолодку можно превратить в весьма комфортабельное судно для длительного обитания экипажа, если ее снабдить необходимым электрооборудованием. Предлагаемая схема рассчитана на лодку, укомплектованную двумя моторами разной мощности (например, 30 и 5-8 л.с.). Такое сочетание, на наш взгляд, является наиболее рациональным для осуществления дальних путешествий на мотолодках, близких по своим раз-мерениям к «Прогрессу». Первый, более мощный, мотор служит для коротких переходов, когда нужно за небольшой промежуток времени добраться до цели. Другой мотор может использоваться для длительных переходов с небольшой (8-10 км/ч) скоростью. При таком режиме плавания полностью выявляется главное преимущество маломощного мотора — его экономичность.


Список литературы использованной в книге: Усовершенствование серийных мотолодок. Лодки «Прогресс»


Источник: http://motorka.org/book/usov_progress/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Усовершенствование серийных лодок. Лодки Прогресс Вязание крючком жирафа амигуруми крючком

Рубка для лодки самодельная Рубка для лодки самодельная Рубка для лодки самодельная Рубка для лодки самодельная Рубка для лодки самодельная Рубка для лодки самодельная Рубка для лодки самодельная Рубка для лодки самодельная Рубка для лодки самодельная

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ