Загадка связанная с математикой

Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов»

Внеклассные мероприятия по математике и физике

Составитель: учитель математики и физики

МОУ СОШ №3 г. Ядрин

Ильина Елена Николаевна

Ядрин 2007

ЗАГАДКИ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО И АСТРОНОМИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

В своей практике как на уроках, так и не внеклассных занятиях использую для работы с учащимися загадки, связанные с физикой, техникой, астрономией. Они неизменно вызывают интерес, особенно у младших школьников. На их основе можно также изготовить настольную игру «Физико-технические загадки» типа лото, проводить конкурсы и т. п. Можно предлагать учащимся самим придумывать загадки на определенную тему и наиболее удачные из них использовать; это тоже нравится ребятам.

Загадки по физике и технике встречаются редко. Поэтому привожу здесь часть из тех, которые были мною собраны.

Загадки, связанные е физическими явлениями в природе.

Красивое коромысло

над лесом нависло. (Радуга.)

Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал.

Без тела, а живет оно.

Без языка — кричит, (Эхо)

Что за звездочки чудные

На пальто и платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь — вода в руке. (Снежинки.)

Летит — молчит.

Лежит — молчит.

Когда умрет, тогда заревет.

Что это такое? (Снег.)

Белый дым тянул за чуб,

Раскачал на поле дуб.

Застучал в ворота.

Эй, откройте! Кто там? (Ветер.)

Сначала — блеск,

За блеском — треск,

За треском — плеск.

Что это? (Молния, гром, дождь.)

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Туча.)

Что с земли не поднимешь? (Тень.)

В огне не горит,

А в воде не тонет. (Лед.)

Загадки о физических приборах

Всем поведает,

Хоть и без языка,

Когда будет ясно,

А когда — облака. (Барометр.)

Две сестры качались,

Правды добивались.

А когда добились,

То остановились. (Весы.)

Им силу тока изменяют,

Если что-то в нем сдвигают. (Реостат.)

Загадки, связанные с техникой

В нашей комнате одно

Есть волшебное окно.

В нем летают чудо-птицы,

Бродят волки и лисицы.

Знойным летом снег идет,

А зимою — сад цветет.

В том окне чудес полно.

Что же это за окно? (Телевизор.)

Я в Москве, он в Ленинграде

В разных комнатах сидим.

Далеко, а будто рядом

Разговариваем с ним.

Кто нам помогает? (Телефон.)

Чудо-птица, алый хвост,

Полетела в стаю звезд.

Что это? (Ракета.)

Железный острый нос

В землю врос.

Роет, копает,

Землю разрыхляет.

Что это такое? (Плуг.)

Отгадай-ка, Что за строчки?

Буквы в них — тире и точки, (Азбука Морзе.)

С ластами, а не тюлень,

Плавает, а не рыба

Не скрывается, а в маске.

(Пловец в легком водолазном снаряжении.)

Загадки астрономического содержания!

Днем спит, ночью глядит. (Луна.)

В воде искупался,

А сухим остался. (Месяц.)

Летит Жар-птица,

Хвостом гордится. (Комета.)

Доктор занимательных наук

Ход мероприятия

Песня «Последний звонок» (слова Е.Горбанской музыка О. Иванова.)

Опять впервые кто-то
Листает буквари
А для кого-то пара тесной стала.
Встречая новый день,
Мы с грустью говорим:
«Как жаль, что десять лет так мало».

Припев.
Часы бегут, бегут, бегут,
И завтра, выбрав свой маршрут,
Уйдут выпускники.
Десятый класс, десятый класс
В последний раз для нас звенят звонки.

А я смотрю украдкой
В Алёшкины глаза.
В них солнце в день осенний засияло.
Пока я не успела
О главном рассказать:
«Как жаль, что десять лет так мало».

Припев.

Останутся на память
Все наши сентябри
И выпускной рассвет с зарёю алой.
Вдали от школьных парт
Не раз мы повторим:
«Как жаль, что десять лет так мало».

Припев.

Ведущий 1. Открываем заседание клуба любителей точных наук. Сегодня вы узнаете о человеке, который внес большой вклад в развитие этих наук.

Ведущий 2. «Певец математики, бард физики, поэт астрономии, герольд космонавтики - таким был и остался в памяти Яков Исидорович Перельман».

Академик В.П.Глушко.

Ведущий 3. Блез Паскаль говорил, что «предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным».

Ведущий 4. Именно Яков Исидорович Перельман обладал таким редким даром захватывающе интересно рассказывать о сухих научных истинах, возбуждать жгучее любопытство и любознательность – эти первые ступени самостоятельной работы ума.

Ведущий 1. Тому, кто умеет быстро соображать, на заседании не будет времени скучать. Всем придется немного потрудиться над решением предложенных задач. А, вместе с тем, повеселиться в меру принятых неудач.

Ведущий 2. Только, чур, никому не сердиться, за шутки и весёлый смех сердиться грех.

Ведущий 3. Итак, друзья будем взаимно вежливы.

( На сцену быстро друг за другом выходит группа ребят, один мальчик на ходу громко говорит, видимо продолжая начатый спор.)

- Не верите, сейчас убедитесь в этом сами. Пожалуйста, рассаживайтесь, я вам покажу этот арифметический фокус. А вы постарайтесь раскрыть его секрет. Прошу быть всех внимательными. Пусть кто-нибудь из вас, хотя бы ты…(называет имя одного из ребят) напиши на бумаге тайно от меня трехзначное число.

- Могут быть и нули в этом числе?

- Не ставлю никаких ограничений. Любое трехзначное число, математикой какое пожелаете!

- Написал. Что теперь?

- Припиши к нему это же число ещё раз. У вас получится, конечно, шестизначное число.

- Есть. Шестизначное число.

- Передайте листок соседу, что сидит подальше от меня. А он пусть разделит это шестизначное число на семь.

- Легко сказать: разделить на семь! Может и не разделится.

- Не беспокойтесь, поделится без остатка.

- Числа не знает, а уверен, что поделится.

- Сначала разделите, а потом будем говорить.

- На ваше счастье разделилось.

- Результат вручите своему соседу, не сообщая мне. Он пусть разделит его на 11.

- Думаете, опять повезёт-разделится?

- Делите, остатка не получится!

- В самом деле, без остатка. Теперь что?

- Передайте результат дальше. Разделим его …ну, скажем, на 13.

- Что ты, какие числа подбираешь 7, 11, 13? Терпеть их не могу, особенно 13. Без остатка на 13 мало, какие числа делятся. Не зря его чёртовой дюжиной прозвали. (Делит.) Ага, разделилось без остатка! Везёт же тебе!

- Дайте мне лист с результатом, только сложи его пополам, чтобы я не видел числа. (Трясёт лист в воздухе, что-то приговаривая, подул и подал второму мальчику).

- Извольте получить задуманное вами число. Правильно?

- Совершенно верно, именно это число я и задумал.

- ( В зал.) Разгадайте, в чем секрет этого фокуса?

Ведущий 1. Этот арифметический фокус, как и головоломки, которые вы представили на конкурс, взяты из книг Якова Исидоровича Перельмана - «доктора занимательных наук». Выставка его книг представлена на нашем заседании.

Ведущий 2. Яков Исидорович Перельман родился в Белостоке 17 декабря (22 ноября по старому стилю) 1882 года в семье далёкой от науки. Отец был бухгалтером. Мать - учительница. Несмотря на бедственное положение семьи, мать решила дать детям хорошее образование.

Песня «В квадратном королевстве» (слова П.Синявского, музыка Зобниной)

Корень квадратный, славный и знатный,
Был в королевстве своем королём
Чтобы тетрадки были в порядке,
Строго следил он за каждым нулём.

Цифрам придворным внушал он упорно,
Что унижение - страшное зло
Места для лести в том королевстве
Тоже по правилам быть не могло.

Около трона, словно шпионы,
Чьи-то ошибки в засаде сидят,
Чтобы завысить или занизить,
Чтобы хоть раз переврать результат.

Охает корень от горького горя,
Слышатся возгласы с разных сторон:
Ваше величество! Ваше величество,
Не помещается больше на трон.

Всё он исправил при помощи правил,
Вплоть до десятых и сотых долей
Корень квадратный, славный и знатный,
Стал самым точным из всех королей.

Ведущий 3. 18 августа 1895 года Яков поступает в Белостокское реальное училище. Любимыми его предметами были математика и физика.

Ведущий 4. 3 июля 1901 года он окончил реальное училище и осенью надел форму студента Лесного института. Но лесничим так и не стал. У него было другое призвание. Я. И.Перельман занялся педагогической, научной и литературной деятельностью. Он стал автором ряда учебников и многочисленных научно – популярных книг и статей.

Ведущий 1. Так, в первом номере журнала «В мастерской природы» был опубликован его очерк «Живой планетарий», в котором рекомендовался опыт с участием школьников. Его мы предлагаем вашему вниманию.

Ведущий 2. Сейчас мы наглядно «разыграем в лицах» совместные движения Земли (выходит девочка) и Луны (девочка) вокруг Солнца (девочка).

(Включается музыка, Земля совершает один круг, а Луна 12 полных оборотов, пока Земля замкнёт один круг.)

Ведущий 2. Побыв в нашем планетарии, вы сможете представить траекторию движения Луны в пространстве – спиралеобразную линию.

Ведущий 3. Литературное и популяризаторское мастерство в полной мере проявилось в первой книге Перельмана «Занимательная физика».

Ведущий 4. Она вызвала ошеломляющий успех у читателей. Один из удивительных физических парадоксов, описанных в этой книге, мы предлагаем вам посмотреть и попытаться объяснить.

Песня «Жил да был…» (слова В.И. Шевчук, музыка В. Зобниной).

Жил да был большой учёный
Удивительно большой
Он обедал увлечённо
Трёхметровою лапшой
В бочке он компот мешал
И открытья, что ни слово
Пребольшие совершал.

Как к большому пароходу
Прицепить большой утюг?
Как приделать пешеходу
Двадцать ног и двадцать рук?
Как сложить из телевышки
Стоэтажную кровать
Как из мелкого врунишки
Вдруг большим учёным стать?

Опыт «Можно ли вскипятить воду снегом?»

Налейте в круглую склянку с выпуклым дном воды до половины и погрузите в кипящую солёную воду. Когда вода во флаконе закипит, и выньте его из кастрюли и быстро закупорьте заранее приготовленной пробкой. Теперь переверните флакон и ждите, пока кипение внутри него прекратится. Выждав этот момент, облейте флакон кипятком, - вода не закипит. Но положите на его донышко немного снегу или даже просто облейте его холодной водой – и вы увидите, что вода закипит. Снег сделал то, чего не мог сделать кипяток!

В чём секрет?

(Ответ. Разгадка в том, что снег охладил стенки флакона; вследствие этого пар внутри сгустился в водяные капли. А так как воздух из стеклянного флакона был выгнан ещё при кипячении, то теперь вода подвержена в нем гораздо меньшему давлению. Но известно, что при уменьшении давления на жидкость, она кипит при температуре более низкой.)

Ведущий 1. В 1913 году Перельман встретился с профессором Хвольсоном, членом – корреспондентом Академии наук, который сказал:

Хвольсон: «Книгу вашу прочитал с превеликим удовольствием. Я старый физик, курс в университете читаю скоро сорок лет, но признаюсь, не представлял себе, что сей предмет, может быть так удивительно изложен. Мой вам совет: продолжайте писать подобные книги и впредь».

Ведущий 1. Окрыленный успехом, Перельман приступил к созданию популярных книг по математике, физике, астрономии.

Ведущий 3. Были выпущены книги «Живая математика», «Занимательная геометрия», «Занимательная арифметика», «Занимательная алгебра» и ещё 42 книги. Их с увлечением читают и взрослые, и дети.

Фокус «Зачёркнутая цифра»

(Под музыку выходит факир).

- О, юные отроки! Вижу, вы устали, заскучали. Достаньте свои блокноты и вооружитесь ручками, я вам приготовил пищу для ума, но мне нужен один помощник из зала.

(Помощник пишет на доске, зрители в своих блокнотах.)

Задумайте какое-нибудь трехзначное число.

Найдите сумму цифр этого числа.

От задуманного числа отнимите полученную сумму.

В том числе, которое получилось, зачеркните одну цифру, безразлично какую.

Назовите мне оставшиеся цифры.

Ваша зачёркнутая цифра __.

(Например, число 847. 847-(8+4+7)=847-19=28.Сложив 2и8,вы соображаете, что до ближайшего числа, делящегося на 9, то есть до 18 - не хватает 8. Это и есть зачёркнутая цифра. Если сумма сообщённых цифр равна 9, то зачёркнутая цифра 0 или 9).

Есть ещё желающие? Пожалуйста! Задумайте какое-нибудь четырёхзначное число.

В этом числе поменяйте цифры местами как угодно и запишите полученное число.

Из большого числа вычтите меньшее.

В полученной разности зачеркните любую цифру, а остальные назовите мне.

Зачёркнутая цифра-это…

(Пример,

8247

2748

5499

9 + 9 + 5 = 23,

27 - 23 = 4.

Ведущий 1. Вашему вниманию был представлен арифметический фокус. « Зачёркнутая цифра », обоснование, которого вы найдёте на страницах книги «Живая математика».

Ведущий 3. Перельман создал и утвердил новый вид занимательного образования, доступного миллионам людей, остроумного, весёлого, вызывающего живой интерес к науке.

Ведущий 1. В июле 1934 года в СССР приехал английский писатель фантаст Герберт Уэллс. На встрече с группой ленинградских популяризаторов науки он заметил:

Уэллс: «Простите, не вы ли тот самый Джейкоб Перлман, который столь своеобразно интерпретировал мои некоторые сочинения?»

Перельман: Тот самый…

( По залу проходит человек-невидимка).

Ведущий 1. Ой, ребята, кто это?

(Из зала).

Уэллс: Да это же мой человек-невидимка.

Ведущий 1. Возможно, ли самому видеть, а другим быть невидимым?

Перельман: Человек окажется невидимым после того, как его вещество станет прозрачным и обладающим той же оптической плотностью, что и окружающий воздух, тогда отражения и преломления света на границе человеческого тела с воздухом не будет, и он превратится в невидимку. Люди перестанут его видеть

Ведущий 1. А сможет ли он сам их видеть?

Перельман: Нет. Ведь все его части, в том числе и глаза, перестанут преломлять световые лучи, и никакого изображения на сетчатке глаза не будет возникать.

Уэллс: Да, ловко вы разоблачили моего «человека-невидимку».


Источник: http://gigabaza.ru/doc/106954.html

Закрыть ... [X]


Весёлые загадки с ответами по математике 6 класс / Вязать костюмчики для самых маленьких Загадка связанная с математикойЗагадка связанная с математикойЗагадка связанная с математикойЗагадка связанная с математикойЗагадка связанная с математикойЗагадка связанная с математикойЗагадка связанная с математикой
Источник: http://pivnayaliga.ru/zagadka-svyazannaya-s-matematikoy/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Математические загадки. Обучающие и развивающие загадки для детей по Данные из связанных таблиц mysql

Загадка связанная с математикой Загадка связанная с математикой Загадка связанная с математикой Загадка связанная с математикой Загадка связанная с математикой Загадка связанная с математикой

Похожие новости